С 1 января 2015 года прямые поступления на ремонт украинских дорог отменены. Если раньше все акцизы с топлива и автомобилей шли исключительно на дороги, то теперь они идут в бюджет. А уже оттуда финансируется дорожная отрасль.

Ежегодно в Украине нужно ремонтировать 5 тысяч км автомобильных дорог государственного значения и 36 тысяч км – местного. А на это потребуется 50-60 млрд грн. Об этом сайту "24" сообщили в "Укравтодоре".

Зачем создают Дорожный фонд

Чтобы деньги, акцизный сбор и пошлину от нефтепродуктов, топлива и автомобилей, плата и штрафы за проезд тяжеловесов и т. д. шли на дороги, решили создать Дорожный фонд.

Если такой "фонд для дорог" создадут, то все поступления будут идти "чисто" в Дорожный фонд и делиться в пропорции 60 на 40. 60% будет выделяться на ремонт и строительство дорог государственного значения, а 40% – на дороги местного значения.

Сейчас "Укравтодор" от критической потребности имеет лишь 28%. И на тот же ямочный ремонт может выделить чуть более 1 миллиарда гривен.

Как это будет действовать?

Дорожный фонд, прежде всего, финансовый механизм, а не отдельная структура, отделенная от Госагентства.

Его задача – эффективно направлять деньги для дорожного хозяйства. К примеру, чтобы акцизный сбор и пошлина от нефтепродуктов, топлива и автомобилей, плата и штрафы за проезд тяжеловесов и тому подобное – шли исключительно на ремонт и содержание дорог, а не на всякие другие государственные нужды, как это есть сейчас.

Когда могут создать Дорожный фонд

Еще в апреле 2015 года законопроекты "за" создание Дорожного фонда были поданы в Верховную Раду. Однако, депутаты не проголосовали за них. Не набрал голоса законопроект и в марте этого года.

Сейчас "Укравтодор" вместе с Министерством инфраструктуры готовит новые доработанные законопроекты к новому рассмотрению. За которые, по словам Владимира Гройсмана, парламент может проголосовать уже в сентябре этого года.

Сколько денег нужно

Как отмечалось выше, Дорожный фонд – это не отдельная физическая структура, а лишь финансовый механизм. Поэтому затрат на его создание не может быть.

Если же говорить о финансировании, необходимом для восстановления дорог – то эта потребность формируется из объемов дорожных работ, которые необходимо выполнить на автомобильных дорогах.

Дороги станут качественными после старта Дорожного фонда?

Прямого ответа на этот вопрос нет. Все упирается в финансирование. Из общего бюджета дорожная отрасль сейчас финансируется лишь на 15-20%. При создании Дорожного фонда, в качестве неизменного механизма финансирования, "Укравтодор" сможет самостоятельно регулировать ремонтные работы, а не выполнять только те, на которые хватает, выделенных государством средств.

За что возьмутся в первую очередь

Приоритет – восстановление дорог государственного значения – они имеют наибольшую важность, как и в государственном сочетании, так и в транзитных перевозках. Поэтому жителям сел и городков доветься подождать...

Что означает децентрализация дорог

Если законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования системы государственного управления автомобильными дорогами общего пользования" примут – то децентрализация дорог состоится. Это означает, что дороги государственного значения (с индексом М, Н, Р) останутся в сфере управления "Укравтодора", а все местные дороги передадут местным органам власти.

Однако, пока не будет создан Дорожный фонд, децентрализация дорог не возможна – не определены источники финансирования для содержания и ремонта дорог как государственного, так и местного значения. Именно отсутствием Дорожного фонда депутаты обусловили провал (не набрал необходимого количества голосов) предварительного голосования законопроекта о децентрализации дорог,
– прокомментировали в "Укравтодоре".

Как контролировать ремонт дорог, чтобы ничего не украли

В "Укравтодоре" объяснили, что сейчас основной вопрос – качественное выполнение работ. По словам Александры Орловой-Кобец, пресс-секретаря "Укравтодора", стоит вспомнить и о государственной инициативе, что все государственные закупки проводятся в открытой, доступной всем системе "ProZorro". Также в Украине создано представительство неправительственной и неприбыльной международной инициативы CoST, к которой, 6 ноября 2013 года, официально присоединился "Укравтодор". Программа CoST ориентирована на повышение эффективности и прозрачности проектов строительства.

Поэтому, решит ли вопрос разбитых украинских дорог создание Дорожного фонда – покажет время. А пока как в анекдоте: "в Украине асфальт на дороге не валяется!"