Объединенные общины выбирали депутатов сельских, поселковых, городских советов и соответствующих сельских, поселковых, городских голов. Эти выборы — важные для развития местного самоуправления. От успешности вновь избранных органов местной власти в значительной степени будет зависеть дальнейшая децентрализация и вся реформа местного управления.

Политический аналитик Фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива Алексей Сидорчук на круглом столе "Выборы в объединенных общин: перспективы и вызовы децентрализации в новых условиях" представил результаты исследования, проведенного Фондом, который выяснял у всех заинтересованных сторон: уже есть результаты децентрализации? Опросили 50 голов действующих объединенных общин, а также работников районных администраций и региональных экспертов.

Что способствует объединению общин

Больше всего способствуют финансовые стимулы, увеличение собственных доходов и государственная поддержка. Другой стимул - самостоятельность в принятии решений. Это больше побуждает участников общин к объединению.

На сегодня 66 общин провели у себя выборы, избрали в свои органы тех, кого хотели, отметил начальник отдела административно – территориального устройства департамента по вопросам местного самоуправления и территориальной организации власти Минрегионстроя Николай Рубчак. Сдерживающим фактором, по мнению чиновника, является позиция ЦИК, который не видит оснований для объявления выборов в общинах, которые объеденились вокруг городов областного значения.

О крупных городах в контексте децентрализации читайте подробно: Укрупнение или измельчение: чем грозит децентрализация большим городам

Препятствия объединения

Основным фактором опрошенные назвали сопротивление заинтересованных сторон: чаще всего это сельские и поселковые головы, не желающих идти на выборы и терять свои должности. Эксперты говорили о сопротивлении районной власти – и советов, и госадминистраций, которые также опасаются потерять финансирование или потерять должности, когда процесс объединения будет завершен. Более выраженный характер это сопротивление приобретает, если районные власти возглавляют оппозиционные силы.

Следующее препятствие – нежелание отдельных общин,которые уже получили дополнительные доходы от децентрализации, дальше объединяться. Также препятствием для объединения называли нехватку определенных законодательных актов, в частности – законы по объединению, и об изменении границ районов (законопроект №4676).

Но то, что уже образовались почти 350 объединенных общин, свидетельствует о том, что нормативная база достаточна для того, чтобы их создать и работать. Опыт 159-ти это подтвердил,
– прокомментировал директор по науке и развитию Института гражданского общества Анатолий Ткачук.

Отдельные РГА обратили внимание на такую угрозу: некоторые бедные общины, которые не объединились, становятся "черными пятнами", депрессивными в социально-экономическом смысле, и районная власть не может их поддерживать финансово из районного бюджета.

Что получили объединённые общины

Главные достижения – дополнительный финансовый ресурс, способность решать проблемы, которые накапливались годами, и на которые не хватало средств. При этом больше всего тратятся на ремонт дорог, ремонт и реконструкцию коммунальных учреждений и на мероприятия по энергосбережению.

Эксперты отмечают, что объединенные общины средства используют достаточно эффективно, но их проекты преимущественно краткосрочные. Не хватает развивающих проектов, которые увеличивали доходы общества в будущем,
– уточнил Сидорчук.

Причины отсутствия долгосрочных проектов – нехватка опыта должностных лиц ОТГ, ограниченное время, предоставленное для реализации, а также желание чиновников "залатать дыры", показав населению конкретные результаты и выгоды, можно получить от объединения. Однако эксперты предупреждают, что в дальнейшем недостаток долгосрочных развивающих проектов "ударит" по самым объединенных общинах – они не смогут привлекать какие-то дополнительные средства, которые могла бы дать реализация таких проектов.

Новые полномочия объединенных общин

Больше всего новых полномочий – в образовании. Чуть больше чем на половину выросли полномочия в сфере админуслуг и здравоохранения. Несколько меньше – полномочий по социальной защите, совсем мало – по архитектурно-строительному контролю. Чего больше всего не хватает руководству вновь образованных общин – так это права распоряжаться землями за пределами населенных пунктов.

Препятствиями, которые мешают освоить новые полномочия назвали нехватку квалифицированных кадров и недостаточно законодательно урегулированный сам процесс передачи полномочий.

Примеров сотрудничества общин пока довольно мало. Прежде всего – из-за нехватки информации и неготовность самих общин сотрудничать. Впрочем, такие аргументы Анатолий Ткачук назвал весьма сомнительными, ведь «Гугл знает все". Поэтому причина – в лени.

В общем подавляющее большинство граждан пока не видят изменений в качестве собственной жизни благодаря децентрализации. Среди жителей ОТГ, кто эти изменения чувствует – больше положительных, чем отрицательных,
— подытожил Сидорчук.

А Ткачук уточнил: в ответах на вопрос "что ухудшилось?" никто не назвал новые полномочия местного самоуправления. Поэтому фактически имеем значительно лучший результат, чем следует из простой арифметики, отметил эксперт.

Рекомендации центральной власти относительно процесса децентрализации

Принять законы про объединение и изменение границ районов и про распоряжение землями за пределами населенных пунктов, законодательно урегулировать процесс передачи полномочий от РГА в объединенных общин, восстановить государственный контроль за решениями территориальных общин. А также установить четкие сроки выполнения этапов реформы, до завершения процесса добровольного объединения и перевода процесса объединения в обязательный характер под конкретный временной срок.

Народный депутат Елена Бойко рассказала о законопроектах, над которыми работает Совет, и которые призваны либерализовать процесс децентрализации и поддержать вновь объединенные общины: 4772 и 4773 – про доприсоединение к уже существующим общинам тех, которые не смогли объединиться раньше. Разработано еще несколько законопроектов: о поддержке института старост и по финансированию первых выборов за счет субвенций от государства. Также уже подготовили новый проект закона о решении проблем общин в рамках различных районов.

Мы расширяем возможности добровольного объединения общин, уточняем полномочия общин и представительных институтов этих общин, и поддерживаем уже созданные общины, которые имеют определенные проблемы или особенности этого создания,
– отметила нардеп.

Бойко пообещала, что ВР в дальнейшем поддерживать объединения общин, и попросила "не опускать руки".

В итоге – децентрализация продолжается, общины объединяются и начинают работать. Кто-то более успешно, кто-то – менее. Но ни средства, ни четко прописаны законы не являются главным фактором реформы. Время – важнейший ресурс, который нельзя компенсировать никаким другим, говорят эксперты. И поскольку Украина сама время потеряла, затянув с реформой местного самоуправления, теперь нам сложно догнать цивилизованный мир.

Читайте также: Теперь заживем: Рада поддержала новую минимальную зарплату