Два года президентства, на первый взгляд, не так уж и много. Это около 40% от пятилетней президентской каденции. Впрочем, этого достаточно, чтобы начать обещанные реформы, заложить фундамент. Если год назад еще трудно было говорить о каких-то конкретных результатах, то через два – украинцы ожидали позитивных сдвигов, в частности, в социально-экономической сфере. Однако особых движения в этом направлении нет. Уровень жизни многих украинских граждан в лучшем случае остается неизменным. Но большинство живет, едва сводя концы с концами.

По мнению экспертов, в частности, Евгения Магды, социально-экономическая сфера – это прерогатива не президента, а правительства. Однако состав правительства зависит от президента. На основе президентской фракции БПП и "Народного фронта" формировались коалиция и правительство. Именно Петр Порошенко как президент вносит на рассмотрение парламента кандидатуру премьер-министра. Поэтому он также несет ответственность за деятельность правительства.

У Петра Порошенко есть достаточно рычагов влияния на парламент и правительство. Хотя, по словам, политолога Тараса Чорновила, проблема в том, что Верховная Рада часто не голосует за поданные главой государства законопроекты, а во фракции БПП многие депутаты-мажоритарщики небрежно относятся к своим обязанностям, есть причины считать иначе. Процесс голосования за назначение генпрокурором Юрия Луценко – яркий пример того, как президент, если ему нужно, может моментально найти нужное количество голосов.

Так называемый офшорный скандал, во время которого выяснилось, что президент и близкие к нему чиновники не платят налоги в госбюджет, вызвал возмущение. В то время, когда для обычных украинцев ввели дополнительный военный сбор, пенсии обложили налогом, чиновники высокого ранга спокойно обогащаются благодаря оффшорным компаниям. Тем более, что в президентской программе "Жить по-новому", как говорится, черным по белому написано: все оффшоры – перекрыть.

Это не единственный пункт президентской программы, который Порошенко не только не выполнил, а и сам способствует дальнейшей политической коррупции. Несмотря на это, определенные результаты все же есть. Итак, об успехах и провалах работы Петра Порошенко.

Достижения

Эксперты в один голос, в первую очередь, называют два достижения.

1. Приостановка военного конфликта на Донбассе, формирование боеспособной украинской армии.

По словам Тараса Чорновила, хотя АТО закончить Порошенко не удалось, он, благодаря объявлению перемирия, смог собрать воедино все обрывки армии и создать нормальные воинские подразделения. Президент сменил армейских руководителей: Генштаба, Министерства обороны, что также помогло остановить наступление сепаратистов.

Основные обещания Порошенко были связаны с войной на востоке Украины. Он тогда сделал обещание, о котором, возможно, потом пожалел, что чуть ли не за несколько недель Донбасс будет полностью освобожден. Но события стали развиваться совсем иначе, поскольку откровенно вмешалась Россия,
– отметил он.

Частично с этим можно согласиться. Однако все чаще звучат мнения о том, что продолжение войны выгодно отдельным чиновникам. Во-первых, из госбюджета выделяются немалые средства, а как они распределяются – неизвестно. Во-вторых, в так называемых прифронтовых зонах идет постоянная контрабанда. Хотя ее якобы время от времени пытаются остановить, однако особого результата это не дает.

2. Прорыв на международной арене.

Так, по мнению Чорновила, раньше отношение к Украине было жестко унизительным, пренебрежительным. Украину видели исключительно российскими глазами. На этом фоне суметь найти поддержку, как это удалось Порошенко, выйти на то, чтобы на равных договариваться с Ангелой Меркель, Франсуа Оландом и Бараком Обамой, как считает эксперт, – достижение.

Петр Порошенко, Ангела Меркель и Франсуа Оланд

К плюсам можно отнести ускорение евроинтеграционного процесса, а также перспективу уже в этом году получить безвизовый режим со странами-членами ЕС.

Однако этот прорыв во многом объясняется тем, что в Европе опасаются дальнейшего наступления России.

3. Децентрализация.

Этот успех можно назвать половинчатым. Действительно, финансовая децентрализация начата, и в регионах теперь остается больше средств от полученных налогов, что позволяет местным властям эффективнее работать.

В то же время перераспределение полномочий в пользу регионов так и не состоялось. Более того, президент добился голосования парламентом в первом чтении изменений в Конституцию, где, в частности, Донецкой и Луганской областям предоставляется статус особых регионов. Фактически определенная автономия. Это вызвало сопротивление в обществе, а в день голосования в конце августа 2015 года (кстати, дополнительные голоса за законопроект отдали депутаты Оппоблока) возле Верховной Рады произошли жесткие столкновения, во время которых погибли бойцы Национальной гвардии.

Кроме того, президент, который пообещал, что исполнительная власть в областях будет принадлежать не назначенным сверху губернаторам, а исполкомам, сформированным облсоветами, избранными людьми, пока что только укрепляет власть в своих руках. До сих пор именно глава государства назначает всех глав обл- и райгосадминистраций. Никакого реального местного самоуправления нет.

Провалы

1. Продолжение давления на малый и средний бизнес. Покрывание оффшоров.

Несмотря на обещания снять "коррупционный налог" на экономику, чтобы социально ответственный бизнес платил налоги в бюджет, а не взятки отдельным чиновникам, ничего подобного не произошло. К председателю Государственной фискальной службы Роману Насирову есть множество претензий. Многие политики и журналисты считают его одним из самых коррумпированных чиновников. Журналисты нашли, что ему принадлежит дорогая квартира в Лондоне стоимостью около 240 тысяч фунтов, которую он не указал в декларации о доходах. Однако снимать его с должности Порошенко не собирается. Хотя формально это компетенция правительства, очевидно, что в этом не заинтересован президент.

Также очень сомнительно выглядит выполнение пункта о сокращении налогов. Так, численность их уменьшилась, но на самом деле их просто объединили в группы.

Про оффшоры, которые Петр Порошенко обещал два года назад перекрыть, – без комментариев. Благодаря обнародованной Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ) базы данных компаний, зарегистрированных через расположенную в Панаме юрфирму Mossack Fonseca, 643 украинских граждан владеют 469 оффшорными компаниями. Среди них немало высокопоставленных чиновников. В частности, глава Администрации Президента Борис Ложкин.

Глава Администрации Президента является владельцем оффшорных компаний

2. Реформа судебной системы.

Судебная реформа, по словам Чорновила, идет разными способами, иногда методом давления. Произошло переформатирование Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей. Но результаты очень незначительные. По мнению эксперта, если заработает новый генпрокурор Юрий Луценко, совместно с НАБУ, возможно, удастся надломить судейский монолит. В то же время, как отметил Евгений Магда, Порошенко в ближайшее время планирует внести в парламент законопроект о судебной реформе.

Несмотря на это, суды остаются одной из самых коррумпированных ветвей власти. Украинцы не доверяют судьям. К тому же, против судей-взяточников фактически нет ни одного уголовного производства, что красноречиво свидетельствует о том, насколько власть "заинтересована" в реформе.

Прогресс в судебной реформе мало заметен

3. Реформа прокуратуры.

Частично определенные успехи наметились. Недавно был принят новый закон о деятельности прокуратуры. В частности, там прописана норма о создании Генеральной инспекции, которая позволит провести чистки в прокуратуре. Кроме того, отсрочено вступление в силу прокурорского самоуправления. Еще одна важная норма – заочное осуждение, что позволит осудить виновных в расстрелах Майдана, одесской трагедии и тому подобное.

С другой стороны, откровенное протягивание на должность генпрокурора Юрия Луценко, которое проходило с нарушением законодательства, не оставляет иллюзий относительно реальных результатов в реформировании. Тем более, если учесть тот момент, что Петр Порошенко до последнего откровенно отказывался отправлять в отставку Виктора Шокина, который саботировал работу Генпрокуратуры. Если бы не давление со стороны фракции "Объединение "Самопомич" и общественный резонанс, изменения могли вообще не состояться.

4. Обеспечение полной перезагрузки власти, люстрация. Принятие закона о парламентских выборах на пропорциональной основе.

Обновление власти и люстрация состоялись – косметический ремонт фасада. На место старых чиновников пришли якобы новые. Но впоследствии выяснилось, что бывшие чиновники после "люстрации" спокойно работают в других ведомствах. А глава департамента Министерства юстиции по вопросам люстрации Татьяна Козаченко вообще "засветилась" в оффшорных панамских списках. Другими словами, заядлые коррупционеры возглавили борьбу с самими собой. При этом никто из руководителей государства ничего не знал.

Закон о парламентских выборах на пропорциональной основе так и не был принят. Много политических сил, в том числе и БПП, не хотят открытия избирательных списков, понимая, что избиратели не станут голосовать за тех, кто замешан в коррупционных скандалах или плодотворно трудился вместе с Януковичем.

5. Принятие одним из первых закона об оппозиции.

За два года никаких сдвигов. Порошенко не добился принятия закона, судя по всему, ни в первую, ни во вторую очередь.

Сможет ли Петр Порошенко за три года кардинально изменить ситуацию – вопрос. Учитывая нынешние успехи, он не спешит. Как считает Евгений Магда, два года президентства – хорошая возможность для того, чтобы снова напомнить президенту о предвыборной программе. Потому что политики часто забывают ее содержание.

Вызывает удивление тот факт, что гаранту Конституции, арбитру нации надо напоминать о его обещаниях. В то же время, Петру Порошенко, видимо, действительно надо чаще заглядывать в свою предвыборную программу. Он стал президентом в сложное для страны время, после гибели сотен людей на Майдане. Игнорирование ожиданий людей может вызвать очередное противостояние общества с властью и будет откровенным подогревом для антиукраинских сил.

По данным издания "Слово и дело"