О детском восприятии войны

Психолог отметила, что в отличие от взрослого, у ребенка представление о мире, добре и зле только формируется. Основной посыл, который должны взрослые донести до детей, это то, что война — не лучший способ решения конфликта.

По ее словам, ребенок не всегда может говорить о своих переживаниях. О том, что ребенок переживает стресс, может сказать его поведение.

"Резкое изменение поведения говорит о стрессе. Второй маркер распознавания стресса — это когда ребенок ведет себя не в соответствии со своим возрастом. Ему проще вернуться в тот возраст, когда было безопасно. Третий маркер — появление страхов, например, спать одному ночью. И если родители заметили этот комплекс изменений в поведении — то надо обращаться к психологу", — добавила она.

О психологической помощи

Психолог рассказала, что дети-переселенцы и дети, что потеряли своих родителей на войне, очень легко идут на контакт. Они ждут совместных занятий, где могут пообщаться с другими детьми. На таких выездных встречах и взрослые и дети получают психологическую помощь. Психологи специально разрабатывают методики именно для этих слоев населения.

Основной фактор помощи — это поддержка. Горе, которое разделяется между друзьями и близкими, значительно легче пережить,
— добавила она.

Эксперт также рассказала, что люди, которые пострадали в результате АТО, значительно проще и активнее идут на контакт, чем люди, которые потеряли близких на Майдане. Она это объясняет тем, что после Майдана люди переживали очень сильный шок, а сейчас они понимают, что война затянулась и ее конца не видно.

Об информационной атаке на детей

Она отметила, что главная задача — еще в детстве воспитать у ребенка доверие к миру. А выпуски новостей и ролики с кровавыми подробностями войны могут нарушить целостность мира ребенка. Поэтому она советует ограничить доступ детей к такой информации.

Они должны знать, что идет война, но на детском уровне. Детели для них травмирующие,
— рассказала она.