Оба документа авторы называют оптимистичными. Социальные выплаты, рост экономики, улучшение жизни для всей страны. Главный финансовый документ разрабатывали по консервативному сценарию, который предполагает сдержанную оценку тенденции роста экономики в следующем году. Иными словами, учитывали вероятный кризис, который предрекают в ближайшее время.

"Это позволит создать резерв бюджета на случай обострения стагнации мировой экономики. Прогноз доходов бюджета в 2012 году составляет по сводному бюджету 428, 5 миллиарда гривен, или 28,5% ВВП. В том числе, по общему фонду - 370 миллиардов. Номинальный ВВП увеличится 16, 6% и составит 1,5 триллиона гривен", - говорит министр финансов Украины Федор Ярошенко.

Предполагается, что ключевые источники наполнения бюджета будут бить из реки налогов. Однако, это не будет означать увеличение давления на предпринимателей. А наоборот. Министр пояснил: казна в будущем году недополучит 0,4% ВВП - ровно на столько налоговики уменьшат давление на предпринимателей. Расходная база по прогнозам чиновников составит 374 миллиарда гривен. Дефицит - 2,5% ВВП.

"Этот план социально экономического развития, что на каком этапе мы сможем выполнить те социальные программы, которые приняты. Нет! Почему? Потому что на сегодняшний день мы не поднимаем широкий пласт активных людей, которые действительно могли бы заработать на себя и содержать пенсионеров, инвалидов и другие категории населения", - говорит Павел Жебривский.

"Проектом бюджета на следующий год 2012 правительство очень ярко продемонстрировало, что для него неважен кризис, для него неважно, какими методами выходят из кризиса другие цивилизованные страны. Он сформировал этот проект бюджета, исходя только из интересов чиновников власти... Содержание аппарата чиновников нам обходится на 15% больше, чем все социальные выплаты", - говорит председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

На весь чиновничий аппарат правительство предусмотрело почти 17 миллиардов гривен. В то время, как сумма социальных расходов не достигает 14 миллиардов.

Расходы на чиновничий аппарат всего - 16,6 млрд. грн. Увеличены:

МВД + 576 млн. грн.
СБУ + 235 млн. грн.
ГПУ + 207 млн. грн.
Резиденция Президента + 4 млн. грн.

"Несмотря на вероятный мировой финансовый кризис, аппетит Парламента не утихает. В бюджете тем не добавили, от тех забрали - все, чтобы сумму содержания народных избранников увеличить. А народ? Народ стерпит", - говорит корреспондент Эдуард Ганишевский.

Штурмовали парламент афганцы - чернобыльцы. Чтобы закон, о гарантиях выполнения государством судебных решений народные избранники отклонили. Мол, принятие документа в целом лишит льгот 16 категорий граждан. А без этого в современных экономических реалиях прожить будет гораздо труднее.

Как потом стало понятно - сила и принципиальность способны обеспечить результат.

"Мы внесем норму в этот законопроект, что выплаты, которые будут дальше выплачиваться и определяться решением Кабинета министров - они будут не меньше тех, которые выплачивались на момент принятия данного закона", - говорит председатель фракции ПР Александр Ефремов.

В целом, социальная составляющая бюджета, на которой так акцентируют его разработчики, в действительности является антисоциальной, - констатируют эксперты. Например, сфера здравоохранения. Ее финансирование сократили практически на полмиллиарда. Правда, почувствуют это только рядовые украинцы.

На оздоровление депутатов планируется в следующем году выделить почти 350 миллионов гривен. Вместе с тем, инвалидам и ветеранам войны денег на лечение предусмотрено в три раза меньше.

Чтобы сделать финансовую конституцию на две тысячи двенадцатый год социальнее, у парламентариев есть еще два месяца. Но получится ли в падких на бюджетные "сладости" представителей власти не объесть народ, - покажет голосование в ноябре.