Поэтому украинским автомобилистам придется кормить своих железных коней либо разведенным горючим, либо же поддерживать иностранного производителя.

"Поймите - ситуация действительно критическая. И, по сути, если в ближайшие несколько лет мы не увидим каких-либо шагов навстречу отрасли, то она в ее нынешнем формате, потенциале перестанет существовать", - эксперт в области энергетики Дмитрий Зверев.

Он отметил, что в Беларуси в 2012 году мощностей более чем в 20 миллионов тонн в год, миллиарды инвестиций, топливо европейского качества. Страна не жалеет денег на обновление своих двух НПЗ. Особая гордость наших соседей - Мозырский завод.

"Вот эта новая установка, которую запустили в декабре прошлого года, стоит 240 миллионов долларов. За последние два года в Мозырский нефтеперерабатывающий завод инвестировали около 500 миллионов. Однако на этом белорусы не останавливаются. До 2015-го планируют ввести в строй еще несколько новых об объектов ", - журналист Елена Проценко.

Белорусы хвастаются, что подобных мощных установок нет ни в одной из стран-участниц бывшего Советского Союза.

При этом они скромно умалчивают, что из капитальных преобразований все сливки собирает Москва. 90% объема экспортных пошлин на нефтепродукты, выработанные из российского сырья, перечисляют в бюджет России. Это происходит в обмен на беспошлинные поставки черного золота из Федерации.

Модернизируя завод, мы привлекаем к себе давальцев - тех, кто заинтересован в том, чтобы поставлять углеводородное сырье, его перерабатывать и реализовывать, - генеральный директор Мозырского НПЗ Анатолий Куприянов.

Стоит отметить, что запуск новых мощностей отразился также и на украинском рынке, поскольку к нам отправляют 15% от общего объема производимых в стране нефтепродуктов. А это составляет 60% всего отечественного импорта.

Не исключено, что в дальнейшем объемы импорта будут только расти. Ведь из 6 украинских НПЗ работает один лишь Кременчугский. Если говорить глобально, это и без того будет оказывать давление на внешнеторговое сальдо, а следовательно - и на экономику в целом. Однако проблема еще и в том, что, заполняя импортированными продуктами свой рынок, Украина рискует потерять контроль над нефтеперерабатывающей отраслью.

Если следовать сценарию, который предлагают украинские НПЗ и их владельцы из России, то, по сути, если этот сценарий реализовать, мы снова будем зависеть от российской трубы, - директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн.

Украинский рынок нефтепереработки уже практически дошел до точки кипения.

НПЗ, приватизированные в свое время за символические суммы, почти исчерпали свои ресурсы. Модернизировать их никто не собирается - за 10 лет в отрасль вложили около миллиарда долларов.

Государство никак не сможет простимулировать обновление производства. Зато уже не впервые в правительстве грозятся провести расследование импорта топлива. И, очевидно, импортеров это не пугает. Они активно реализуют программу обновления нефтеперерабатывающих заводов.