Об этом говорится в письме в адрес Премьер-министра Украины Владимира Гройсмана от президента объединения "Металлургпром" Александра Каленкова. Такое положение дел, по словам Каленкова, бьет как по бизнесу, так и по самой "Укрзализныци".

"Из-за нехватки полувагонов горнодобывающие предприятия Украины в 4 квартале 2016 года по разным оценкам недогрузили на экспорт до 10% запланированных объемов железной руды, что эквивалентно потере валютной выручки в объеме $50 млн. Недополученная выручка "Укрзализныци" составляет около 140 млн грн. (Почти 1/2 прибыли "УЗ" в 2016 году)", — указывает эксперт.

Каленков указывает на две основные проблемы в обеспечении вагонами. Первая — это предоставление услуг по распределению вагонов через фирмы-посредники, которые не являются грузоотправителями, их наценка потенциально может быть источником коррупции. Вторая — подход к распределению грузов.

"Неравномерный подход к обеспечению вагонами разных грузоотправителей (так, средний % обеспечения производителей железной руды в 4 квартале 2016 года составил 20%, меткомбинатов — 13%, в среднем по Украине — 30%, а отдельные частные предприятия обеспечены на 90-100%, причем на их перевозках задействовано 40% парка полувагонов "УЗ"), что может быть свидетельством наличия коррупции как на центральном, так и местном уровне", — пишет Каленков.

По словам президента объединения "Металлургпром", предложенное Министерством инфраструктуры Украины решение в виде внесения изменений в распоряжение Кабинета Министров Украины от 9 апреля 2012 № 209 "О мерах по урегулированию ситуации с организацией железнодорожных грузовых перевозок" не позволит решить вышеуказанные проблемы по ряду причин, одна из которых заключается в том, что "распоряжение КМУ №209-р как раз и было принято для стабилизации ситуации в сфере железнодорожных перевозок после того, как "Укрзализныця" начала устанавливать тарифы по своему усмотрению", пишет автор.

Президент объединения просит Кабмин и "Укрзализныцю" внести ряд изменений в процесс распределения вагонов.

"Начиная с 01.02.2017 и до выполнения п.1 обеспечить равноправный доступ грузовладельцев к полувагонам ОАО "Укрзализныця" путем изменения подхода к регулированию потоков порожних вагонов под управлением ЦТЛ таким образом, чтобы каждая дирекция в структуре "УЗ" была обеспечена пустыми полувагонами ЦТЛ пропорционально доле ее нагрузки на сети "УЗ" в предыдущем периоде (месяц/квартал), при этом грузоотправители, которые отгружают более 500 вагонов в месяц, были обеспечены ими в автоматическом режиме", — резюмирует Каленков.

Кроме того, Александр Каленков обратился к премьер-министру с просьбой дать поручение Министерству инфраструктуры и ПАО "Укрзализныця" проработать альтернативу отмене распоряжения КМУ №209-р от 09.04.2012, которая позволит снизить инфраструктурную составляющую ж/д тарифа в пользу вагонной. Это позволит увеличить доходность вагонов и создать предпосылки для обновления парка как "Укрзализныци", так и других участников рынка грузовых перевозок. Также руководитель отраслевой ассоциации попросил обязать "Укрзализныцю" предоставлять вагоны только по прямым договорам с грузовладельцами или транспортными компаниями, входящими в их структуру.