Известно, что сегодня в Конституционном суде застряло 86 конституционных жалоб от граждан, которые ждут своего рассмотрения. Однако эта цифра могла бы быть в десятки раз больше, если бы был принят закон о порядке обращениях граждан в КСУ.

Идея этого закона, по словам одного из его авторов, нардепа от "Народного Фронта" Леонида Емца состоит в наполнении содержанием 55-й статьи Конституции Украины, которая только дает право гражданам обращаться в Конституционный суд. Но не объясняет порядок этого обращения.

Право на звернення до Конституційного суду закріплене в Основному законі

Право на обращение в Конституционный суд закреплено в Основном законе

Конституция Украины гарантирует права гражданину, но из-за отсутствия отдельного закона нет возможности их обеспечить. Юридически здесь не придерешься — все по закону, а по факту, люди, дойдя до последней инстанции, остаются без решений,
— объясняет источник в государственных органах юстиции.

Как похоронить положительную инициативу

Если бы этот законопроект сосредоточился исключительно на прокладке пути гражданам в Конституционный суд, то шансы на его принятие существенно выросли, а критика была бы вялой и неслышной.

Зато авторы предложили законодателям, кроме конституционной жалобы граждан, утвердить новый порядок конкурсного избрания на должность судьи КСУ, увеличение материального обеспечения и позволить суду собственноручно принимать свой регламент работы. Также лоббисты закона прицепили к нему неприятный "хвост" заключительных положений, который содержал нормы с совершенно других законов.

Отвечая на критику Леонид Емец отметил: "В этом законе основным является конституционная жалоба от граждан. Это главное, на что следует обратить внимание при поддержке или отклонении законопроекта".

Несмотря на это, даже в провластных фракциях нашлось несколько депутатов, которые выразили сомнение по поводу целесообразности предоставления Конституционному суду широких возможностей саморегулирования.

Оппоненты закона считают, что нельзя предоставлять такие "суперпривилегии" суду, который остается в том же составе, который поддержал узурпацию власти Виктором Януковичем в 2010 году. В "Батькивщине" добавляют, что государство должно сначала восстановить доверие к Конституционному суду, а уже потом принимать подобные законы.

Многие нардепы не разобравшись в сути, не читая закон, решили не голосовать, опираясь на заявления отдельных нардепов или СМИ. Тот, кто не проголосует сегодня, тот лишает людей права на жалобу, а все остальное Конституционный суд как-то переживет,
— отметил один из авторов законопроекта Емец.

В свою очередь нардеп Виктор Чумак, который является юристом со стажем, озвучил следующие основные недостатки закона: непрозрачный конкурс, секретность назначения судей на должности, а также права принять собственный регламент.

У Конституційному суді досі сидять люди, які дозволили Януковичу узурпувати владу

В Конституционном суде до сих пор сидят люди, которые позволили Януковичу узурпировать власть

Кроме того, для многих депутатов, в том числе из коалиции, стали открытием суммы обеспечения судей КСУ. Этот закон предусмотрел повышение зарплаты судьи КСУ до 360 тысяч гривен в месяц и содержанием на пенсии на 288 тысяч ежемесячно.

В "Народном фронте" заявили, что высокие зарплаты являются наиболее действенным коррупционным предохранителем, мол, бедные судьи никогда не будут честными.

Норма об обеспечении судей КСУ также возмутила Руслана Сидоровича с "Самопомочи", который значится автором законопроекта о Конституционном суде. По его словам, документ был искажен Советом по судебной реформе и утвержден комитетом по правовой политике. Также нардеп выразил возмущение по поводу внесения в заключительные положения норм законов о нотариате, омбудсмене и других.

Его коллега по парламенту на условиях анонимности рассказал, что такая практика законотворчества существовала всегда. Нардепы и правительственные лоббисты на разных этапах рассмотрения законопроекта часто "цепляют" законам нормы из других законов, чтобы дополнить их, улучшить, или даже нейтрализовать. Это используется как и с добрыми намерениями, так и с плохими. Делается так, когда отдельно закон не имеет шансов быть проголосован.

"Они решают проблему с доступностью услуг для граждан в государственных нотариальных конторах. Это тема нашего комитета и здесь нет никакой политики", — защищал "прицепленные" нормы еще один "фронтовик", член правового комитета Игорь Алексеев.

После выборочного рассмотрения более 1 тысячи поправок к закону, которые частично были приняты, а большинство отклонены, закон превратился в кашу. Председатель комитета правовой политики Руслан Князевич признал, что закон полностью разбалансирован и противоречивый во многих местах.

Было решено вернуть его обратно в комитет и доработать. Дважды Андрей Парубий ставил это предложение на голосование, но голосов не хватило. Закон отклонен.

Сейчас право обращения в Конституционный суд осталось за президентом и нардепами. А депутаты из большинства уже пообещали принять закон исключительно по конституционной жалобе граждан — без хвостов, регламентов и высоких зарплат для судей КСУ.

Читайте также: Яценюк раздора: почему коалиция не смогла перезагрузить Счетную палату