Последняя королева из династии Тюдоров даже не представляла, насколько точно сформулировала основную проблему украинских президентов, что будут жить через четыре века после нее. Действительно, время — враг власти, особенно власти выборной, а не абсолютной. Чем больше проходит времени, тем меньше шансов снова понравиться избирателю и получить второй срок (это опять же, касается украинских реалий). Кучма, чтобы добиться второго срока, сыграл на контрасте между собой и Симоненко, и украинцам традиционно пришлось выбирать между плохим и еще худшим — между олигархическим злом и злом коммунистическим. (О смерти Черновола пока не говорим, хотя и случилась она для Леонида Даниловича очень и очень вовремя).

Но беда в том, что аппетит приходит во время еды, и, кроме второго срока, чиновникам начинает хотеться еще и третьего, четвертого, а лучше всего — пожизненного царствования вообще. До сих пор в украинских президентов был один вариант зацепиться за булаву — готовясь к пролонгации своих полномочий, они начинали грязные игры с Конституцией. У действующего ныне главы государства этот сценарий может быть запасным, ведь обстоятельства подарили ему еще одну возможность — объявить военное положение и тем заблокировать любые выборы вообще. И хотя такое решение кажется довольно сомнительным, в его резерве такой вариант все же есть — в качестве ultima ratio regum — "последнего довода королей".

Политика против арифметики

В использовании Конституции Украины в собственных интересах дальше всех зашел Леонид Кучма — он заручился поддержкой Конституционного суда, который в угоду своему протектору назвал скоромную курицу постной рыбой, или же принял решение считать его второй срок первым. Мотивация при этом использовалась такая: после принятия новой Конституции Украины в 1996 году Леонид Кучма избирался Президентом только один раз — в 1999-м, а значит имеет право побороться за этот пост еще и 2004-м.

Правда, позже, когда ЦИК регистрировала кандидатов в президенты, Кучма не выдвинул свою кандидатуру. Почему он не воспользовался решением КСУ, которое сам же и пролоббировал — вопрос отдельный. В фильме-расследовании "Непрощенный" говорится, что Кучма якобы намеревался столкнуть лбом "оранжевый" и "синий" лагеря (читай: Ющенко и Януковича), а затем — чтобы спасти страну от гражданского конфликта — отменить результаты выборов и ввести прямое президентское правление.

Кучма первым заставил КСУ обнулить его первую каденцию / Фото Факты

Хотел этого Кучма или нет — сегодня уже не так важно. В 2004-м была написана совсем другая история, переломным моментом которой стала политическая реформа и решение о третьем туре президентских выборов. Игра компромиссов завершилась тем, что Виктор Ющенко стал президентом Украины, но с очень урезанными (вследствие политреформы) полномочиями. Понятно, что перекроенная Конституция не давала покоя "оранжевому" лидеру. Оказалось, что Основной Закон, который оставался нетронутым в течение 8 лет, очень легко переписать, когда этого требует политическая конъюнктура.

На экваторе своего правления, в последних числах 2007 года, Ющенко издал указ о введении "Национального конституционного совета" (просуществовав три года, НКС был ликвидирован в 2010-м, так и не обнародовав результатов своей работы). Было очевидно, что третий Президент Украины имел желание переписать Конституцию и, как утверждали его оппоненты, хотел воспользоваться этим переписыванием для обнуления первой каденции.

Вполне возможно, что все именно так и было, недаром опасность подобного сценария на короткий миг объединила БЮТ и Партию регионов — в 2009-м эти две фракции взялись проталкивать идею парламентской республики, которая предусматривала бы избрание президента Верховной Радой. Впрочем, вскоре Партия регионов дистанцировалась от общего с БЮТ переговорного процесса.

Оно и понятно: в начале 2010-го представитель ПР получил крупнейшую в этой стране власть, а в конце — вернул себе полномочия Кучмы, отменив (руками все того же покорного Конституционного Суда) политреформу-2004. Победить в борьбе за второй срок Виктор Янукович собирался так же, как это в свое время сделал Кучма: назначив в спарринг-партнеры наиболее неприемлемого для части электората политика (во времена Януковича таким считали ярого националиста Олега Тягнибока). Это то, что касалось краткосрочной перспективы. Что же касается более глобальных планов, то и здесь Янукович не был оригинальным: он смиксовал то "ценное", что можно было взять из опыта предшественников.

При Ющенко попытки переписать Конституцию приобрели регулярный характер

Как и Ющенко, он основал Конституционную ассамблею. Как и Кучма дал приказ готовить новую редакцию Конституции, после принятия которой можно было бы отнять себе одну каденцию. При этом он держал в рукаве еще один козырь — идею об избрании главы государства парламентом (от нее "регионалы" и не думали отказываться). Но в конце концов, так же, как и Ющенко с Кучмой, Янукович потерпел полный крах своих планов, намерений и надежд — только причины, которые к этому привели, были несколько иными, чем в двух вышеупомянутых политиков.

Что же касается Петра Порошенко, то через месяц после избрания его Президентом — 26 июня 2014 года — он внес в Верховную Раду проект изменений в Конституцию Украины. Документ получил номер 4178. Подробно останавливаться на нем нет смысла, ведь 27 ноября того же года проект был отозван, а активную фазу конституционного процесса — приостановлено. Отметим лишь, что законопроект 4178 значительно расширял поле деятельности Президента Украины.

Так, глава государства получал право вместо глав областных и районных администраций назначать "представителей Президента" — с полномочиями контроля за органами власти. И еще он приобретал возможность увольнять силовиков и других должностных лиц без согласия Верховной Рады. Что же касается должности премьер-министра, то законопроектом предусматривалось почти единоличное внесение Президентом соответствующей кандидатуры — не за предложением коалиции, а только с "учетом пожеланий" парламентских фракций.

Понятно, что у каждого нового Президента есть большое желание в очередной раз перелицевать Конституцию — для того, чтобы как минимум реализовать две цели. Во-первых, добавить себе полномочий. Во-вторых, использовать дату принятия новой редакции Конституции как точку отсчета той новой эры, когда первое президентство просто не засчитывается. Так делали и до Петра Порошенко, будут делать, очевидно, и после него. Однако, как уже было сказано вначале, Петр Алексеевич имеет еще один механизм для защиты своей власти. Механизм, который дала ему война.

Чего "не подарит" Порошенко

За пару месяцев информационная картина дня будет дополнена аналитикой на тему трехлетия президентства Петра Порошенко. Возможно, кто-то из обозревателей вспомнит и о том, что последний — не только глава государства. Он же — глава украинского войска. В известной степени эта должность является формальной, ведь в большинстве государств Президент или премьер выступает в роли ее главнокомандующего.

Однако в Украине ситуация все же особая — у нас идет война. Поэтому оценивать Порошенко как главнокомандующего вполне уместно, вот только говорить на эту тему много не приходится — три года назад Верховный главнокомандующий не сделал первоочередного шага, который многие от него ожидали — он так и не направил в Верховную Раду представление об объявлении состояния войны, в котором из-за российской агрессии вынужденно находится Украина.

Существует множество объяснений, почему военное положение не было введено еще три года назад. Однако гораздо меньше понимания того, почему о нем заговорили сейчас. В 2014-м на каждый аргумент "за" выдвигался аргумент "против": социуму говорили о том, что при введении военного положения нам нечего и надеяться на помощь западных стран — как военную, так и финансовую. Также говорили, что военное положение накладывает определенные ограничения на права граждан: они будут вынуждены подчиняться введению комендантского часа, забыть о забастовках; политические партии, возможно, приостановят свою деятельность; и вообще, вся полнота власти перейдет к военному командованию.

Все это так и есть, однако несмотря на все негативные последствия введения военного положения его вопрос остается открытым. В феврале этого года о возможности введения военного положения напомнила депутат от БПП Ирина Луценко — жена генерального прокурора и очень приближенного к главе государства персоны. Контекст ее сообщения был связан с интенсивными обстрелами Авдеевки.

Если такое обострение продлится долгий период и это грозит экологической безопасности, гуманитарной безопасности, если мы увидим, что президент РФ Путин серьезно настроен наступать на всех фронтах, мы допускаем введение военного положения, — сказала Ирина Луценко.

Впрочем, Авдеевка — это далеко не первый пример интенсивных военных действий, которые осуществляет агрессор на нашей территории. И, тем не менее, именно этот момент в войне был использован для того, чтобы поднять вопрос военного положения. Случайность? Дело в том, что военное положение накладывает табу на проведение любых выборов — как парламентских, так и президентских. Впрочем, он же исключает и возможность внесения изменений в Конституцию.

Через месяц (!) после заявления Ирины Луценко с комментарием по поводу военного положения выступил советник Петра Порошенко Юрий Бирюков. "Единственный путь решения этой всей истории — политико-дипломатический. Потому что военного механизма освобождения у нас нет. Ну нет. Его не существует", — отметил он. Бирюков связал введение военного положения с "зачисткой" оккупированных территорий от боевиков.

Кто-то готов отдать такой приказ? Точно не Петр Алексеевич Порошенко. Потому что тогда количество погибших мирных жителей будет измеряться сотнями тысяч. Вот в этом и вопрос: какой смысл вводить военное положение? — спросил Бирюков.

Порошенко обещает не вводить военное положение / Фото ЗН

Если исходить из того, что в большой политике ничего не делается и не говорится просто так, то слова Луценко и Бирюкова, озвученные с интервалом в месяц, выглядят как некое зондирование почвы. Истеблишмент, которому подбросили "благодарную" тему для дискуссий, разделился на тех, кто поддерживает, и тех, кто осуждает введение военного положения. Среди сторонников радикальных решений оказался министр иностранных дел Украины Павел Климкин (что также показательно), а еще представители оппозиции — такие, в частности, как Юлия Тимошенко и Дмитрий Ярош.

Но в любом случае инициатива о внесении представления относительно военного положения будет происходить исключительно от Верховного главнокомандующего. Воспользуется ли Порошенко своей прерогативой, спрогнозировать сложно. Это зависит от того, каким является его отношение к возможным досрочным выборам — как президентским, так и парламентским. А если говорить шире — то к сохранению власти любой ценой и к его пролонгации на ближайшее время.

По информации мэра Львова Андрея Садового, осенью текущего года президент Порошенко может решиться на досрочное проведение как парламентских, так и президентских выборов. "Потому что президент теряет доверие и боится, что за год ему будет очень трудно думать о следующем сроке", — отмечает Садовый в интервью "Зеркалу недели".

Одновременно с этим сам президент довольно болезненно (чтобы не сказать нервно) воспринимает саму мысль о досрочных парламентских выборах, которые, конечно, разрушат даже то подобие коалиции, которое существует сейчас. При этом Порошенко уже традиционно называет сторонников таких выборов агентами Москвы.

Поскольку, согласно Конституции, решение о досрочных парламентских выборах и о роспуске парламента принимает исключительно Президент Украины, я хочу успокоить всех оппозиционеров и подчеркнуть, что никаких досрочных парламентских выборов, в которых заинтересована Россия, которая заинтересована в дестабилизации ситуации, я им не подарю, — отметил Порошенко 15 марта.

В течение следующих дней Президент не раз возвращался к щекотливой теме выборов. В разной тональности, но с одним и тем же содержанием: никаких выборов до 2019 года не состоится. Гипотетически Верховная Рада может поднять бунт против попыток главы государства решать судьбу парламента единолично. Для этого у нардепов есть три возможности: заблокировать работу Рады больше, чем на 30 дней; развалить окончательно нынешнюю ситуативную коалицию; весной следующего года (когда подойдет к концу иммунитет правительства Гройсмана) воспрепятствовать формированию нового Кабмина.

Три основания — несформированность правительства, коалиции и неработающий парламент — дают президенту Украины возможность распустить действующую Раду и объявить досрочные выборы. Однако сейчас, судя по всему, Порошенко уверен в своем контроле над парламентом и в отсутствии в его стенах достаточного количества фрондеров.

Однако уже завтра ситуация может кардинальным образом измениться. Что будет делать Президент Украины тогда? Воспользуется правом на объявление военного положения? (Возможно, когда на кон поставлена личная власть, даже транш от МВФ приобретает второстепенное значение). Или — наоборот — забудет о военном положении и будет лоббировать изменения в Конституцию, как это делали его предшественники? Президент Петр Порошенко дорожит своими полномочиями, поэтому интрига заключается только в том, что именно он будет делать для их сохранения. И как далеко зайдет в этой своей миссии.

Читайте также: Проверка Порошенко: где и как лукавил президент в последней речи