В интервью сайту "24" он рассказал о взаимосвязи бизнеса и культурных процессов, и о том, что будет залогом успешности для каждого социально активного человека.

По Вашему выражению, Вы выбрали своей сферой ответственности культуру. Как зародилась эта мысль, какой путь пройден и что получилось сделать?

Очень многое зависит от жизненных установок, которые человек ставит перед собой. Есть люди, ограничивающиеся вещами вроде личного успеха. У каждого свое представление о личном успехе. Я отношусь к той категории людей, для которых самореализация это не только много работы, денег, добавленной стоимости. Всегда хотелось в том деле, которым занимаюсь, кроме всего прочего видеть социальную значимость. Но на каждом жизненном этапе в силу обстоятельств цели менялись, и менялось представление о том, какой же она должна быть – эта самая социальная миссия. Так, когда я был курсантом военного училища, сообщили о вводе войск в Афганистан, то я написал рапорт добровольцем туда пойти. Со временем пришло понимание, что это – "пиар-кампания" ЦК Компартии и командования Вооруженных сил, но это был мой искренний поступок и, как говорится, слово из песни не выбросишь. Видно что-то такое родители заложили в моём воспитании.

В бизнесе я уже больше 20 лет, и чаще всего что-то делалось спонтанно. Кто-то пришел просить что-то купить для детского дома. Дал или купил — и что дальше происходит, непонятно.

В полиграфии нашими клиентами в большинстве случаев являются художники, коллекционеры, галеристы, те, кто формирует культурный ландшафт Украины в сфере современного искусства. И по прагматическим соображениям на определенном этапе развития бренда возникла задача продвигать его по-новому. Были достигнуты определенные результаты, качественно изменилась клиентская база, и поэтому хорошо работавшие маркетинговые сценарии поведения и информационной рекламы перестали удовлетворять. Были приглашены специалисты брендингового агентства, которые проанализировали текущую ситуацию бренда и сказали, что нам нужно переходить к репутационному менеджменту. В этом смысле нужно было придумать, какой из постоянных источников контента мог бы решить эту задачу, чтобы она правильно воспринималась нашей целевой аудиторией и соответствовала позиционированию бренда и философии компании. И долго думать нам не пришлось, потому как все на поверхности – с художниками работаем, чем не постоянный источник коммуникативного контента: выставки, проекты, арт-издания. И когда уже участвуешь в печати альбомов, арт-изданий, книг, когда приходит клиент-художник, коллекционер или галерист, то смотришь уже не только и не столько на полиграфическую продукцию, но начинаешь уже вникать в саму суть, о чем они рисуют, какие вкладывают смыслы, идеи.

Конечно, это субъективно: кому-то может нравиться путешествовать, кому-то – музыка. А меня случай свёл с современным украинским искусством. Изначально я был далеким от искусства вообще и современного в частности, но по мере того, как начал знакомиться с конкретными художниками, вникать, что и почему он нарисовал, наступила та магия, когда ты начинаешь понимать: вот перед тобой человек, интересный, содержательный, многогранный, а как те мысли трансформируются в визуальные образы в его работах. Эта магия понимания внутренней психологии, мировоззрения, эстетики включает уже другие чувства, и это уже не оставляет равнодушным. А это значит – появляется отношение, воспитывается вкус. Это процесс эволюционный, не одноразовый. Если первоначально я прибегал исключительно к опыту экспертов, которым доверял, то сегодня у меня уже есть свое мнение. В каких-то случаях уже могу сказать, что не хочу к чему-то иметь отношения, по причине того, что либо это неактуально, из позавчерашнего дня, либо не соответствует моему вкусу, и я не хочу делать то, что мне не нравится.

Так появилась увлеченность, переходящая в вовлеченность. Захотелось, чтобы какие-то работы были в моем жизненном пространстве, дома, на работе. При выборе подарков друзьям уже не едешь в винный бутик за дорогим алкоголем, а даришь живопись или графику. Меняется вкус. И круг общения, конечно. Все это влияет на мировоззрение, качество жизни.

Следующий шаг в развитии – коллекционирование. Сначала на эмоциональном уровне, потом уже более осмысленный подход – коллекционирование именно современных авторов. А поскольку в Украине отсутствует арт-рынок, то коллекционирование в наименьшей степени имеет инвестиционную составляющую. Всё же это занятие для души. А если для души еще кто-то этим занимается на другом конце Киева или Украины, то эти люди обречены друг друга знать, слышать, взаимодействовать. Так формируется арт-сообщество, состоящее, конечно, не из одних коллекционеров. Это и художники, и галеристы, и арт-критики, и кураторы…

И на каком этапе сейчас это формирование?

На момент 4 года назад, когда все это начало оформляться, пришло понимание нескольких вещей. У нас не очень развито арт-сообщество. Проблема в том, что в мире любое искусство не воспринимается экспертами, коллекционерами, если это не воспринимается в стране происхождения предметов искусства, например в Украине. За редчайшим исключением, когда прекрасному художнику или замечательному арт-дилеру хочется что-то делать за пределами нашей родины, первый же вопрос, который им зададут аукционисты, арт-инвестиционные фонды: покажите, что происходит в вашей стране в сфере искусства.

У нас происходили события, бесспорно, но тот охват аудитории, привлеченной и вовлеченной в это, не позволял говорить о том, что у нас есть рыночная ситуация. Когда есть автор, артефакт, прошедший необходимые стадии любого продукта, чтобы стать товаром, а товар уже – имеет свою стоимость.

И существовала 4 года такая апатия, многим было"по барабану". Но есть немногие, как для 40-милионной страны, кто вовлечен в это и кому не все равно, кто что-то делал на энтузиазме. И когда случился Майдан, то "осенило". Пришло понимание soft power, мягкой силы: что такое культурная дипломатия, что такое противодействие вражеской пропаганде, если высокий культурный уровень у населения. Культура – не единственный, но все-таки – предохранитель от этого.

И пришло время волонтёров: кто-то работает в сфере полевой медицины, кто-то собирает беспилотники... А я решил заниматься тем, в чём уже чего-то достиг, к чему я имею отношение – популяризацией современного искусства, которое работает как soft power. Я сам родом из Донбасса, проблематика моей малой родины мне абсолютно понятна. Когда там все началось – я не был сильно удивлен.

Сейчас оттуда вернулся Саша Михед, был в Северодонецке, Лисичанске и Доброполье, на концерте "Океана Эльзы", я спросил у него: "Что там Донбасс? Какими мозгами они думают?". Он говорит – по-разному. Везде висят плакаты Оппоблока "не забудем, не простим", они живут мыслями о погибших, и со своими скелетами в шкафу, и охотно будут пополнять эту коллекцию, потому что им комфортно жить в обстановке неприятия и отторжения всего украинского. Но это далеко не всех касается, даже среди старшего поколения. А на концерте "Океана Эльзы" 30 тысяч молодых ребят скандировали "Слава Украине!". Вот вам и soft power.

Недооценивать фактор культуры и его влияние на национальную самоидентификацию, и как антипропагандистское оружие ни в коем случае нельзя. Это работает. И те, кто были энтузиастами, делали для удовольствия, теперь делают это для пользы.