Расскажите почему Вы стали журналистом? Когда начинали – хотели стать известным, успешным?

Нет, я не хотел быть журналистом. Это случайность была. Но, видимо, была какая-то черта, которую называют "любопытство", "любознательность". И, видимо, это обстоятельство сделало какой-то толчок, что я не бросил сразу, а остался.

Я не думал об успехе. Патетически или пафосно хотелось, чтобы в стране было не так, как при коммунистах, видимо. Но это не было на первом, на втором или на третьем месте. Какие-то там понятия славы или успеха. И я очень долго привыкал к этому обстоятельству. И не убежден, что сейчас привык. Как-то я болезненно отношусь к узнаванию, автографам, фотографированию. И я не думаю, что любой нормальный человек это любит. Бесспорно, есть больные люди, которые любят все это, и я их знаю. Но я не люблю. Теоретически, я могу гулять, но когда прохожие начинают что-то просить, тогда я сажусь в такси и быстро еду.

Известность помогает?

Я думаю, что в большинстве случаев вредит. Если один пьяный вас обматерит на улице, а потом кто-то будет десять раз вас нахваливать на улице – вы все равно будете помнить тот мат. Это нагружает психику и вредит ей. Вот я приведу пример: во дворе стоит моя машина, и жены, и много других. Среди них есть машины, которые там вообще не должны стоять, их припарковали не жители этого дома. Но все замечания делают мне.

Вы первым в Украине начали работать по западным стандартам?

В некотором роде был первым. Не знаю... Многие вещи я делал первым в этой стране. И пытаюсь до сих пор этим заниматься. Не всегда получается, потому что поле уже засеянное такими, как я. Многие люди что-то делают, и мне приятно, что люди что-то делают...

Микола Вересень

Вы в свое время повлияли на формирование современной украинской журналистики. Что было образцом?

Все учились на западных стандартах, и это не было вопросом для обсуждения. Британская пресса лучше, чем советская. Конец. Это аксиома. Как-то в начале 2000-х кто-то из журналистов сказал на ТСН (был короткое время, когда на "1+1" я возглавлял службу новостей): "Классный репортаж, как на ОРТ". И я тогда подумал: "О, значит, мы не доработали, если люди в качестве образца указывают российский новостной телеканал".

В России есть неновостные и неполитические каналы – шикарные, но все, что связано с общественно-политическим вещанием, – это просто пропаганда, а не журналистика. И в последние 10 лет, еще до начала войны, многие начали смотреть на Россию как на образец для подражания. Но поскольку журналистов становится все больше, медиа расширяются, интернет и так далее, рано или поздно количество перейдет в качество. Так что я тут спокоен. Единственное – если можно будет делать без цензуры, если не будет давления. Потому что тогда нет тренировки. Когда у журналиста есть свобода – он делает много ошибок и на этих ошибках тренируется. И следующее поколение уже будет лучше понимать, что такое журналистика и с чем ее есть, как нравится, а почему иногда не подходит.

Чему Вы научились на ВВС?

Да всему. Так работаю с того времени. Бесспорно, возникают обстоятельства, когда ты не знаешь, как работать. ВВС возникло в Британии. Не надо забывать, что Британия была империей, а Украина – колонией, и это состояние вещей, который мы уже 25 лет переживаем, – это вопрос, или те стандарты всегда подходят на 100%, или не всегда.

Микола Вересень

Что нужно, чтобы стать журналистом?

Я думаю, что какой-то талант... Вы не можете научиться журналистике. Хорошей – никогда. Посредственной вы можете научиться, а хорошей – нет. Значит, вам надо, чтобы у вас что-то было. А потом – простая работа. Это вам любой скажет – балерина, космонавт, футболист, инженер. Все скажут: чтобы чему-то научиться, нужно немного таланта и много труда. У меня в 90-е годы было от двух до четырех работ. У меня было за неделю 10 репортажей для BBC, одна большая статья и две программы на телевидении. Ну и так я всегда работал. Я всегда имел 2-3 работы. Бесспорно, тебе делают замечания твои коллеги из Лондона, они тебя исправляют. Ты учишься, тебе хочется знать больше. Потом ты начинаешь работать быстро – качественно и быстро. Тогда тебе очень легко иметь 2-3 работы. Но для этого надо лет 5 большого труда, и потом оно само пойдет.

Что нужно, чтобы достичь успеха в журналистской профессии сегодня?

Я думаю, что много работать и не притворяться, а быть собой. Смелость надо иметь до определенной степени. И, бесспорно, иметь что сказать людям. И это такая довольно странная штука. Не сказать-научить, а показать им зеркало, в котором они увидят себя. Если ты точно понимаешь социум, то ты покажешь правильно это зеркало. Возможно, это зеркальце надо повернуть под углом, чтобы люди увидели себя не в таких позитивных тонах: "А присмотритесь, может вы не такие классные, как себе кажетесь".

Как Вы изменились за время своей профессиональной жизни?

Все меняются за 25 лет. Если вас удовлетворит такой ответ, я стал совершенно безупречным, у меня нет никаких недостатков. Я абсолютно божественно умный, красивый, сообразительный, быстрый, талантливый на грани с гениальностью. Ну, во мне столько позитива, а негатива нет абсолютно совсем. Вас удовлетворяет такой ответ? Потому что другого у меня нет.

Микола Вересень

Что изменилось в телевидении?

Я думал, что дорога в Европу будет втрое быстрее, телевидение будет иметь большое развитие, а это означает большой рекламный рынок, украинцы будут зарабатывать больше и больше тратить. И телевидение будет не убыточным, как сейчас, а прибыльным. И я буду миллионером. Кроме того, что я буду вести хорошие программы – мне за это будут хорошо платить. А этого не произошло.

Что можно назвать успехом для журналиста?

Доверие, больше ничего нет. Если тебе общество доверяет, то, соответственно, это твой успех. Это аксиома. Это во всем мире так – бедные страны или богатые, радио или интернет, телевидение, газеты – все работают одинаково. На доверии. Не стоит врать.