Собственно, таким кандидатом, которого предлагают на роль премьер-министра страны, стал украинский менеджер-экономист, президент Киевской экономической школы Павел Шеремета.

Человек, имеющий большой опыт работы с экономическими системами стран, которые находятся на стадии развития, в частности, как президент Института стратегии «голубого океана» в Малайзии, чья задача состояла в консультировании правительства Малайзии. Перед тем Павел Шеремета был первым деканом Киево-Могилянской бизнес-школы. Услышать его мнение о современных украинских реалиях и его возможной роли в них имела возможность корреспондент телеканала новостей «24». Разговор состоялся за день до того, когда Павел получил предложение возглавить Министерство экономики.

Я вчера вечером достаточно сильно удивился. То есть, Вы же понимаете, что премьера назначают в парламенте, а не в фейсбуке. Возможно, когда-то, лет через 10 мы и придем к тому, что людей на должности будут назначать через сети. Но пока правительство выбирают и назначают в парламенте. Я рассматриваю это деперсонализированно, и это просто означает, что есть потребность в новых лицах в парламенте. Наверное, есть потребность вообще в новом парламенте, или обновленном, как и в новом президенте, как и в новом правительстве в конце концов.

Коалиция за реформы, а не за должности

Первое, что нужно любому новому премьеру, любому правительству, это коалиция за реформы, а не по должности, подразумевается, большинство в парламенте. Хорошо, чтобы это большинство уже базировалась с участием новых парламентских партий, которые ранее не были в парламенте, которые базируются больше на ценностях и идеологии, а не на лидерах, это коалиция за реформы. Ни один премьер, технический или не технический, не справится ни с чем, если не будет поддержки в парламенте. Потому что нужно кому-то принимать законы, изменять законы. Очевидно, что в случае саботажа на уровне ВР, то правительство с премьером далеко не заедут.

Как получить эту коалицию, ориентированной на реформы. Я считаю, что нужны партии, которые говорят о реформах. У нас они пока говорят о своих лидеров. То есть, у нас партия того, партия этого. Не хватает партий в парламенте, основанные на ценностях и идеологиях. Они есть в Украине, их мы увидели и в эти сложные для страны моменты, но в парламенте они не представлены.

Именно поэтому требуется перезагрузка парламента, выборы парламента также, а не только президента. Чтобы там было большинство с участием нынешних партий, новых партий, которые ориентированы на реформы. И позже назначения уже не просто технического, а стабильного правительства, хотя бы на 5 лет. Поскольку есть много вещей, которые будут давать отдачу через год-два. Боль будет сейчас, а отдача через определенное время. Поэтому нужен такой состав власти, будет иметь мандат доверия на следующие 5 лет. С таким парламентом можно делать реформы.

Опыт Малайзии для Украины

Предыдущая работа в Малайзии была очень интересна как раз с точки зрения Украины, потому что это соразмерна страна. То есть, сейчас очень много говорится об опыте Сингапура, или опыт Грузии, или опыт Китая. Это все очень интересные вещи, но это не соразмерны страны. Сингапур - это город, а Китай - это 1200 миллионов человек. А Малайзия - это 27 миллионов человек. То есть, это чуть меньше, чем Украина, но это соразмерно, это во-первых. Во-вторых, Малайзия еще лет 10-15 назад находилась примерно на том же уровне экономическом, на котором сейчас Украина. И, собственно, у нее все еще ​​остается одна проблема, в экономике это называется «ловушка среднего дохода». Только у них это уже выше среднего дохода, то есть, у них 10 тысяч долларов на душу населения, а в Украине ВВП ниже, чем 4000 долларов, это считается ниже среднего уровня. Но, так или иначе, эта ловушка. Что имеется в виду: мы уже слишком много, чтобы конкурировать с Китаем, ну и Малайзия, по существу, также, однако мы еще инфраструктурно, технически культурно не так осложнены для того, чтобы конкурировать с Баварией или с Калифорнией. На самом деле очень многие страны находятся в этой ловушке, по сути из нее вышли лишь несколько стран. Это и Южная Корея, опыт которой мы активно перенимали у Малайзии, поскольку многие мои коллеги там были из Южной Кореи. В частности, основатель Института и соавтор книги «Стратегии голубого океана» также кореец. Мы достаточно внимательно смотрели на опыт этой страны. Сингапур, Тайвань - их опыт. И у нас это Польша, которая якобы исходит из того, то есть, здесь также есть очень интересный опыт, который мы могли бы перенять.

Цель: быть признанными как развитая страна

Итак, первая сходство с Малайзией - это размер, вторая - сравнительный экономический состояние, если брать эту страну 10-15 лет назад, потому что сейчас у них ВВП уже втрое выше, чем в Украине. А вот третье - то, что Малайзия, как и Украина, является очень неоднородной. Собственно, она даже более неоднородна, чем Украина. Когда я туда приехал, мне казалось, что Украина наиболее несчастная страна через это разделение на Восток и на Запад, Днепром разделена, различные конфессии. Надо понимать, что две трети населения Малайзии составляют малайцы-мусульмане, четверть - китайцы, а еще десятая часть - это индейцы. Поэтому надо понимать, что она также разделена морем на восточную и западную. В Восточной Малайзии коренная нация, малайцы, не является в большинстве.

И вот, что они с этим сделали. 1991 правления выдвинуло цель для страны. И цель состоит в том, чтобы к 2020 году, они себе отвели 30 лет, уже быть признанными как развитая страна. И не только экономически, но и культурно и политически. В экономике такие вещи просчитываются очень просто, чтобы быть признанной как развитая страна, нужно иметь ВВП на уровне 12,5-15 тысяч долларов. Это порог, за которым страна признается развитой. Сейчас в Малайзии это около 10-10,5 тысяч, а в Украине, напомню, 3,5-3,7 тысяч. То есть, мы еще до этого пока далеки, но в Малайзии 91-го года они также были очень далеки - на уровне 3-3,5 тысячи.

Поэтому критически важно иметь эту цель. Заметьте, в украинском языке слова цель и целостность - это однокоренные слова. То есть, если мы хотим сохранить Украину целостной страной, она должна иметь цель. Если мы хотим, чтобы организация была целостной, она должна иметь цель.

Фактически, Малайзия этот пример иллюстрирует. Там очевидно, что есть оппозиция, политические дебаты, выборы, политическая драка на выборах. Но и оппозиция, и власть поддерживают цель быть развитой страной, быть признанной как развитая страна, также очень важно. Поскольку, это не то, что мы признали сами себя, потому что наш предыдущий правительство признало себя развитым очень давно. Это мир должен признать нас как развитую страну. И траектория Малайзии уже такова, что они могут к 2020 году этого достичь. Наконец, если это произойдет в 2022 году, не будет иметь большой разницы. Потому что мощная нация в тропиках за 30-35 лет добилась фактически такого высокого состояния развития.

Ценности «Голубого океана»

В чем была наша роль в Малайзии искать возможности, искать проекты. Причем наша идеология, основанная на стратегии «Голубого океана», заключается в том, что это должны быть високоциннисни и низкозатратные проекты. То есть, они практически не должны стоить бюджету почти ничего, а желательно даже давать возможность экономии. Здесь я уже могу привести и украинский пример. Многие люди в мире интересовались нашим малазийским опытом. Однако в Украине среди государственных управленцев таких было только два человека, которые этим заинтересовались - мэр Львова Андрей Садовый и Петр Порошенко. С Андреем Садовым разговор состоялся в феврале 2012 года, он довольно подробно расспрашивал. Что мы делали, как мы делали, какая технология. И я очень рад, что он и львовская городская администрация в то время начали программу «Приветливый город» во время подготовки к «Евро-2012». Львовский городской совет тогда в 2012 году выделила на продвижение Львова до ноль гривен. Абсолютно критический он был для Львова. Но это, между прочим, и не совсем плохо.

Мои креативные идеи были воплощены тогда, когда у меня был ноль в бюджете маркетинговом. А худшие были тогда, когда у нас были большие деньги.

Думаю, что в этом случае в Львовской городской администрации была похожая ситуация. Они под руководством мэра создали 14 рабочих групп, которые практически шли путем футбольного фаната от аэропорта и вокзала, к стадиону и обратно. Через транспорт, через такси, через питание, через гостиницы, через здравоохранение, через безопасность, пресс-службу, пресс-центр. Их роль заключалась в том, чтобы устранить или уменьшить точки боли так называемые, то есть, места, где фанатам может быть дискомфорно. Я считаю, что этот подход на самом деле прост, но это подход здравого смысла.

Чем следующее правительство Украины должно заниматься

Следует создать похожие рабочие группы под эгидой министерств. Если это, например, министерство сельского хозяйства, агрополитики, то стоит посмотреть, через какие точки боли проходит украинский фермер, по которым точки боли проходит украинский и иностранные агрохолдинги, работающие в Украине. Минимизировать эти точки боли. Если это министерство образования, через какие точки боли проходят студенты, родители и ученики, учителя, преподаватели. Устранить и уменьшить их. То есть, это сразу же ориентирует правительство полностью на человека, это именно то, на что оно и должно быть ориентировано, а не на свой карман, очевидно.

Мы делали расчеты для Украины еще в 2012-2013 годах, тогда говорили, что Украина может достичь статуса развитой страны до 2025 года, пока можно говорить о 2027, учитывая смещения.

Логика такова: за последнее время, 2-3 года, можно удвоить официальный ВВП на душу населения только тем, что вывести из тени экономику. Причем, я подчеркиваю, что делать это нужно исключительно экономическими методами. А в начале опять же, комитет по предпринимательству должен себя спросить, через какие точки боли проходит предприниматель.

Если снять эти точки боли, люди не захотят держать в тени свой ​​бизнес. А это уже касается судебной реформы, защиты прав собственности, других вещей.

Тут навіть не треба зменшувати податки. Оскільки податки — це є високозатратний шлях. Варто подивитися на інші точки болю. Мої розмови із підприємцями не про податки переважно, вони в першу чергу про корупцію та про те, що власність не можна захистити. Якщо ці дві проблеми зняти, я думаю, ми можемо досягти великого прориву.

«Ловушка среднего дохода»

А дальше начинается сложно. Далее начинается та проблема, которой мы занимались в Малайзии, в частности, - нужно будет выпрыгивать из «ловушки среднего дохода». И это надо будет делать резким облегчением способов ведения бизнеса в Украине. Украина должна быть не в сотни, а в десятке стран по легкости ведения бизнеса. Регистрация бизнеса должна занимать максимум один час, чтобы это можно было сделать в онлайне, как это делают теперь в Малайзии. Чтобы общество можно было зарегистрировать за один день. Чтобы кредит можно было брать не под 20-30%, а под 3% - как это сейчас в Малайзии. Для того, чтобы тот средний бизнес развивался.

Не малый, а средний бизнес на самом деле вытягивает страну: этот рост, когда малый бизнес выходит в средний, и вытягивает. Но он не появится, если усложнить его регистрации и начала, поэтому начинать надо отсюда.

Опять же возвращаемся к вопросу болевых точек предпринимателей, которые требуют решения. У них уже есть большая точка боли - конкуренция на глобальном рынке. Давайте эту единую точку им и оставим, потому с этим мы ничего не сделаем. Даже наши лучшие соседи, которые помогали нам вот на протяжении последних недель, даже они с нами конкурируют и будут конкурировать на мировых рынках. То есть, они хотят нашей политической стабильности, но экономические интересы у нас разные. И нам это нужно понимать, и это уже большая головная боль для предпринимателей, а когда он еще начинает думать, как ему быть с наездом налоговой службы и рейдеров, которые хотят захватить его бизнес, то у него нет времени думать о глобальной конкуренции. Таким образом, через инновации, через интенсивный поиск инвестиций внутренних и внешних, я считаю, что можно еще раз удвоить ВВП в течение следующих 5-7 лет. И таким образом мы выйдем на нужную сумму примерно до 2027 года. То есть, понимаете, нам в целом нужно поднять ВВП в 4 раза. Это такая же цель, как та, которую ставит перед собой Малайзия.

Украинской власти нужна управляемость

В первую очередь нам нужно стабилизировать страну, вернуть ей управляемость. Власть должна быть управляемой в целом в стране, это первое, что нужно сделать, потому что без исполнительности нет смысла в следующих шагах, когда власть не является управляемая. Во-вторых, нужно обеспечить порядок на улицах, то есть, опять же, не будут предприниматели думать о глобальной конкуренции, если они будут бояться за себя, своих близких и родственников, за свое имущество на улице. А это возвращает нас к вопросу управляемости силовых структур, Министерства внутренних дел и так далее. Что еще нужно сделать, практически эта работа уже ведется, на Западе и не только идут интенсивные разговоры о поиске тех необходимых 15 млрд долларов, чтобы даже не наполнить свою казну, потому что свою казну нам нужно наполнять своими доходами.

Из этих денег надо рассчитаться с теми долгами, которые у нас уже есть и которые являются срочными. Это около 12 млрд долларов. И для этого нужны те деньги, которые нам готовы предоставить. И были готовы предоставить еще в ноябре месяце, но под конкретные реформы.

Эти реформы включают в себя и бюджет. Фактически, таким, как есть, бюджет не реалистичен. То есть, его нужно менять, обсуждать. В нем следует предусмотреть резкое сокращение государственных расходов. Конечно, нужно смотреть и за тем, чтобы сокращение происходило не в отношении пенсионеров, инвалидов, а в отношении государственного аппарата, например, из других статей, где у нас идут ненужные массивные перерасхода. В-третьих, стоит сделать прозрачными газовые тарифы: по нынешним мы субсидируем тех, у кого самые дома и кто больше потребляет газа. Ну, наверное, это не самые бедные семьи, это же абсурд! Очевидно, что сейчас это нужно сделать, тем более, сейчас пойдет весна и большим ударом оно не станет. И политически сейчас правильный момент. И, в-четвертых, также переход к плавающему курсу национальной валюты. Это фактически и происходит сейчас, и будет продолжаться.Я думаю, что удешевление гривни, если одновременно открыть возможности для инициативы и малого и среднего бизнеса, может иметь положительный эффект. То есть, увеличение экспорта, повышение конкурентоспособности украинских компаний по сравнению с импортерами.

Это не идеальный путь, я не люблю такого пути повышения конкурентоспособности, но нужно заметить, что тот курс гривны, который был - 8 гривен, он был абсолютно искусственным, он поддерживался админресурса и админмерами. Я так понимаю, что сейчас Нацбанк от такой искусственной поддержки будет отказываться.

Итак, одним из первых сейчас получения финансирования, кредиты. Кто-то это называет помощью. Никакая это не помощь! Помощи нет, не будет и не надо - мы большая страна, мощная и с ресурсами, нам просто нужен порядок в стране, управляемость власти, нацеленность (подчеркиваю это слово) власти на развитие не своих карманов, а развитие экономически-социальный страны. Тогда мы сами вытащим! Если Корея смогла вытянуть после 1965 после войны, между прочим благодаря и тому, что США открыли тогда ей свои рынки. Поэтому подписание Ассоциации с Европой сейчас очень нужно. Это все уже лежит на столе. Этой возможностью нужно воспользоваться, это открытие европейских рынков для нас. Там будут огромные вызовы, потому что не все наши области конкурентоспособны, очень трудоемкие украинские области, которые в этой конкуренции не способны, соответственно, нам нужно резко и быстро развивать малый и средний бизнес, который будет оттягивать к себе тех людей, которых увольняет украинская тяжелая промышленность, в первую очередь.

Что делать прямо сейчас

Я повторюсь: порядок в стране, управляемость власти, новый бюджет с резким сокращением государственных расходов, в первую очередь на государственный аппарат, гибкий курс, прозрачные газовые тарифы, уничтожающая борьба с коррупцией, получение кредита от мировых институтов, облегчение ведения бизнеса.

Быстрое развитие сферы услуг, медицина, образование - это отрасли, которые должны привлекать наше внимание, они трудоемкие и могут оттянуть на себя значительную часть безработных в случае своего развития. Это все то, что можно делать уже. Потому что тянуть нам дальше некуда.