Стать наставником означает стать заботливым взрослым, другом, готовым посвятить ребенку из интерната свое время, знания и опыт. Наставник должен иметь полных 18 лет, желание помогать другим, слушать, быть терпеливым и, конечно, любить детей.

На практике это выглядит так: за человеком, который желает стать наставником, закрепляется один ребенок-сирота, к которому по меньшей мере четыре раза в месяц следует приезжать в интернат, проводить с ним время, играть, общаться, учить элементарным навыкам жизни. Например, приготовить вместе еду, рассказать об экономии средств, поговорить о будущей профессии, помочь в личных проблемах или конфликтах. Словом, подготовить ребенка-сироту к взрослой самостоятельной жизни и социальной адаптации.

Относительно возраста – это могут быть дети от 0 до 18 лет. Как правило, для наставничества выбирают детей с 8 до 18 лет. Дети в этом возрасте лучше понимают, что наставник – это не будущая мама или опекун.

Законно ли это?

Да. Если раньше наставничество и существовало, то не в слишком выраженных формах и масштабах. Конечно, были неравнодушные люди-волонтеры, которые обучали детей-сирот началу самостоятельной жизни, тому, чему не научат в интернате. Однако, происходило это все на энтузиазме и искреннем желании помочь.

А с сентября этого года деятельность наставников закреплена на законодательном уровне. Ведь 8 сентября 2016 года Верховная Рада Украины приняла во втором чтении законопроект №4784 о внесении изменений в закон "Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения" относительно наставничества.

Однако нужно еще около 6 месяцев, чтобы закон вступил в полную силу.

Все дети, проживающие в учреждениях институционального ухода, рассказывает Татьяна Иордан, руководитель проекта Наставничества для детей сирот "Одна надежда", интернатах, центрах социально-психологической реабилитации и других подобных детских домах, по закону подлежат наставничеству. Не входят сюда только детские дома семейного типа, потому что это уже семейная форма воспитания, а не коллективная.

Этот закон позволяет запустить движение наставничества по всей Украине и масштабировать его – чтобы обеспечить наставником каждого украинского ребенка, который в этом нуждается.

Почему это так важно?

Чаще всего "интернатовцам" помогают волонтеры или спонсоры материально. Как правило, привозят одежду, конфеты, игрушки, организовывают целые шоу и праздники. Понятное дело, это необходимо. Однако, для детей в интернатских учреждениях крайне важнее психологическая поддержка и обычные дружеские отношения, то чего за деньги не купишь – общение, внимание и принятие, совместные игры, возможность получить совет, решить проблему, быть защищенным.

Много детей, проживающих в учреждениях, по разным причинам (здоровье, старший возраст, отсутствие статуса сироты) не могут быть усыновленными У детей старше пяти лет шансы найти родителей резко снижаются. А желающих усыновить подростка – единицы. Это значительно вредит их эмоциональному и душевному состоянию. Как результат, дети не подготовлены к самостоятельной жизни, поэтому большинство из них после выхода из интерната ведут асоциальный образ жизни.

Согласно статистике, в Украине около 104 000 детей воспитываются в 760 интернатах и детских домах Украины. После выхода из интернатных учреждений: каждый второй ребенок совершает преступление, каждый пятый становится бомжом, каждый седьмой – совершает попытку самоубийства, только 1% детей-сирот поступают в ВУЗ.

Но самая большая проблема заключается в том, что эти дети остаются очень одинокими, рядом с ними нет никого, к кому бы они могли обратиться за помощью.

Надо ли усыновлять ребенка?

Конечно же, самое лучшее место для воспитания ребенка – это семья. Наставничество отлично сработает для тех, кто не имеет шансов на усыновление. Это для детей, которые вряд ли будут усыновлены. Наставнику рекомендуют приезжать в интернат или детский дом к своему воспитаннику.

Это может быть, например, на выходных – на один-два часа. Впоследствии, когда пара установит доверительные отношения, с ребенком можно прогуляться, например, в городе, парке, посидеть в кафе. Однако покидать территорию интерната, объясняет Иордан, можно только с согласия руководителя учреждения.

Если вы стали наставником, и так случилось, что времени в обрез и нет возможности приехать к ребенку, как обещали – можно пообщаться по телефону или через скайп, а потом снова возобновить личные встречи.

Как стать наставником?

Нужно подать заявление и необходимые документы в центр социальных служб для семьи, детей и молодежи в своем городе. Следующий шаг – обучение на тренинге для наставников (на который вас отправят), где профессионально готовят к взаимодействию с ребенком из интерната.

Наставник получает рекомендацию к определенной категории детей. Скорее всего, будет написано, что этот человек подходит для девочки такого-то возраста, можно (или не желательно) с особыми потребностями. Как именно будет выглядеть рекомендация для наставника, будет утверждено в марте следующего года,
– объясняет Иордан.

Если наставник уже имеет рекомендацию – обращается в учреждение, которое ему удобно по месту жительства.

В свою очередь администрация учреждения должна подготовить детей к наставничеству. То есть, рассказать им, что наставник – это не спонсор, не будущий усыновитель, не опекун, говорит Иордан. Ребенок со своей стороны также дает согласие на наставничество.

После этого подписывается трехсторонний договор между директором учреждения, наставником и центром социальных служб для семьи, детей и молодежи. Однако, если ребенка перемещают в другое учреждение и наставник планирует продолжать ездить к ребенку, договор нужно переподписывать уже с новым директором этого учреждения.

В то же время, наставника подбирают к конкретному ребенку, учитывая так сказать его "ресурсы", чем он может быть полезен именно этому воспитаннику. Это не означает, говорит руководитель проекта Наставничества, что человек должен быть психологом даже, если он будет работать с ребенком с особыми потребностями.

Как побороть волнение будущим наставникам?

Большинство людей, которые хотели бы стать наставниками, беспокоят мысли, как найти время, что делать, если у ребенка возникнет чрезмерная привязанность или по каким-то причинам нужно будет прекратить общение.

Татьяна Иордан поясняет, бояться этого не стоит, потому что это – норма для наставничества. Вместе с тем, на тренингах наставника научат как устанавливать границы в общении с ребенком. Наставник должен корректно и правильно реагировать и объяснять, что он не является мамой для ребенка и не хотел бы, чтобы его так называли. Он друг, который рядом, помогает, поддерживает и развивает. Необходимо быть честными с детьми.

К тому же, будущий наставник должен осознавать, что он не планирует в ближайшее время переезжать за границу или менять в Украине город своего проживания. Завершать общение со своим питомцем, отмечает Иордан, надо правильно.

Лучше всего, это предупредить несколько раз ребенка о завершении взаимодействия, заранее подобрать ему нового наставника (это уже задача администрации учреждения и ЦСССДМ), также наставник может продолжать общаться с ребенком с помощью телефона, скайпа или другими способами, – отмечает руководитель проекта наставничества.

Важно, добавляет она, честно и открыто рассказать ребенку о своих изменениях или проблемах в жизни, объяснить, почему количество встреч уменьшается или вообще прекращается. Если по определенным причинам наставник не может посещать своего воспитанника, ему ищут замену – другого наставника, и заранее предупреждают ребенка. Специалисты отмечают, ни в коем случае не исчезать из жизни ребенка и не прекращать общение резко, чтобы не травмировать.

Читайте также: Как нарушаются права детей в Украине: можем ли мы спасти будущее?