Несколько месяцев Кличко призвал Кабмин не изымать 50% налога с доходов физических лиц, как в предыдущие годы, так как он является основополагающей частью городского бюджета. Зато правительство изъяло 60%, взамен предоставив 10% налога на прибыль предприятий.

В результате столичные депутаты создали бюджет "компромисса": доходная часть составила почти 22 млрд гривен, а расходы на уровне 20 млрд. Профицит в 2 млрл гривен в будущем пойдет на погашение долговых обязательств столицы.

"Ни Киевская городская власть, ни я, ни городской голова, не называем слово "профицит", - заявил председатель бюджетной комиссии, депутат-ударовец Андрей Странников. - Мы называем его таким бюджетом "компромисса". Компромиссом между тем, что мы можем взыскать и заработать и между тем, чтобы не снизить социальные стандарты".

Сам мэр заявил, что бюджет может и не оптимистичный, но взвешенный и реалистичный. Главное теперь жесткий контроль за его соблюдением.

Хватит ли этих средств на жизнедеятельность города, и о преимуществах и недостатках нового бюджета, журналисты сайта Телеканала новостей "24" решили узнать у людей, которые возглавляли Киев в разные годы – в столичных мэров.

Виталий Кличко, киевский городской глава с 2014 года

Это – первый прозрачный и честный бюджет столицы за многие годы. До принятия здесь, в сессионном зале, мы его представили и обсудили с общественностью. Мы вынуждены реализовывать ряд непопулярных решений правительства, но мы приложили все усилия для того, чтобы сохранить социальные стандарты, к которым привыкли киевляне. Мы нашли возможность обеспечить необходимое финансирование образования и здравоохранения. Мы сохраняем муниципальные надбавки к заработной плате учителей и врачей.

Кроме того, на социальную защиту киевлян будет направлено 3,6 млрд гривен, что почти на 40% больше предыдущего года. Объемы финансирования по программе "Забота" увеличены в 2 раза.

Отличие бюджета в этом году - новая редакция Бюджетного кодекса Украины, по которому местные бюджеты получили дополнительные возможности наполнения доходной части бюджета, а государство обязалось финансировать сферы образования, медицины и социальной защите через субвенции.

Иван Салий, председатель Киевской городской государственной администрации в 1992-1993 годах

Какой он компромиссный, если бюджет должен быть в полтора раза больше. Такого профицита недостаточно... Бюджет приняли на уровне 2014 года. Но все изменилось, гривна меняется, и таким образом бюджет должен быть не 20 млрд гривен, а 35-40 млрд. Вообще бюджет надо зарабатывать. 9 млрд (или половина бюджета) ранее наполнялась за счет доходов граждан. Теперь оставили только 6 млрд. Еще 8 млрд поступают с субвенций и дотаций правительства.

Таким образом теперь мэр должен с протянутой рукой ходить выпрашивать, что у меня метро не работает или зарплаты надо выдать. А эти субвенции, правительство будет давать, когда захочет. И использование надо тоже согласовывать с ним. Например, это будут дотации на ЖКХ или электроэнергию, тот же «Нафтогаз». Фактически, у мэра нет места для маневров. К тому же киевляне зарабатывают эти деньги (изъятие НДФЛ в госбюджет – "24"). Не надо делать Киев дотационным городом. Сделали столицу дотационным городом!

Также очень жаль, что бюджет развития 1,5 млрд гривен. Даже по старым ценам он должен быть 5-6 млрд. Поэтому ни о каком масштабном строительстве и развитии столицы речь не идет. В принципе бюджет минимальный, но надо над ним работать, потому что его можно изменять в каждом квартале.

Леонид Косаковский, киевский городской глава 1997-1998 годов

То что бюджет на треть зависит от государственного бюджета – плохой фактор. Хотя цифры выглядят привлекательно на наше время, но реальность окажется сложнее, чем кажется. Очень много резервов, которые незадействованные, а могли быть заложены в бюджете. Не имея по сути развития, город будет выживать.

Жизненно важные проекты не реализуются, то же метро, строительство социально-инженерной инфраструктуры. Те же детские сады, по сути ничего не заложено. У нас очередь 12 тыс. жетей, а предусматривается наверное 2 детсада.

К сожалению, бюджет не решает вопросы развития социальной и транспортной инфраструктуры. Он латает дыры. Также много расходов, мне кажется, не обоснованных, и их можно было не предусматривать.

Предыдущие годы мы получали 50% от налога на доходы физических лиц, а нам срезали до 40%. А это основной бюджетообразующий налог Киева. Зато нам перебросили 10% налога на прибыль предприятий, но это же мертвый налог, потому что большинство предприятий убыточные и этих средств по сути мы не получим.

Александр Омельченко, киевский городской глава 1999-2006 годов

По мнению Александра Омельченко голосовать за такой бюджет – это голосовать против киевлян. В частности, бюджетников – учителей, врачей, коммунальщиков. А бюджетный профицит более 2 млрд гривен – это вообще шутка.

«Это шутка над шуткой. При дефиците 8-9 млрд нарисовать профицит 2 млрд, это мне напоминает, как когда-то писали "И дуб может стать липой, если в отчете записать его сосной". А где взять эти средства? С воздуха. И этот профицит с воздуха взят", — считает Омельченко.

Подготовила Елена Капустян