В 1936 году, готовясь к войне, Сталин приказал соорудить железнодорожные туннели под Киевом, потому что хорошо понимал, что враг первым делом разрушит мосты. Предполагалось сразу 2 тоннеля: Северный — на Оболони и Южный от острова Жуков в село Осокорки.

Ширина прохода более 8 метров, так чтобы можно было проложить железнодорожные пути в двух направлениях. Кстати, этот туннель должны были использовать и грузовые машины, и танки. Для этого нужно было лишь накрыть рельсы.

Для мощного строительства не жалели ни материалов, ни людей. Последних было не менее 12 тысяч.

Большинство по традиции приняли из тюрем, остальные — обычные строители, но только после проверки соответствующими органами на надежность и письменного обязательства не разглашать государственную тайну. К работе с технической документацией привлекали тех лиц, которые и раньше имели дело с секретными делами. За каждым шагом рабочих следила милиция и охрана.

Проект разделили на 14 участков, которые назвали титулами. Рядом с каждым возвели ремонтные мастерские, заводы по производству бетона, склады цемента и арматуры. В земле тоннель прокладывали с помощью щита, каждые 70 сантиметров делали паузу и вкладывали чугунное кольцо.

Читайте также: Легендарный сумоист ХХ века имеет украинские корни

Поскольку работали на глубине 20-30 метров, давление составляло три атмосферы. Смена никогда не превышала 4-х часов, после которых работник шел в шлюз-барокамеру, где давление за полтора часа постепенно снижалось.

Два тоннеля планировали построить за 8 лет, то есть до 1944 года. Так быстро врага не ожидали. В конце июля 1941 года, когда немцы уже подходили, поступила команда прекратить все работы, а строительство срочно законсервировать. Технику покрыли слоем технического масла и затопили.

Другое оборудование закопали. Когда немцы вошли в Киев, недостроенные туннели использовали для отдыха или как укрытие.

Когда война закончилась, продолжать строительство уже было нецелесообразно — готовыми были только 10% работ, и ядерные бомбы могли уничтожить такие туннели. Остатки материалов использовали при строительстве станций "Вокзальная" и "Политехнический институт". Киевскую подземку открыли только в 1960-м году.