- Кто, по Вашему мнению, точно проходит в парламент?

- Это - "Партия регионов", "Батькивщина", "Удар" и КПУ.

- А как насчет свободовцев и Королевской?

- У "Свободы" есть шансы. Однако, прежде, все зависит от того, захочет власть пропустить "Свободу" в Верховную Раду. Все это потому, что свободовцы предоставят оппозиции большей радикальности. И в этом смысле могут возникнуть противоречия между оппозицией как таковой и новой оппозицией Кличко.

Если это в интересах власти, то "Свобода" будет в парламенте. Если власть захочет, чтобы в парламенте было спокойнее, то тогда свободовцев могут и не пропустить.

Помимо того, у партии "Украина - Вперед" гораздо меньше шансов, чем у "Свободы". К тому же, многие будут голосовать за "Нашу Украину". Ведь я общаюсь с избирателями, поэтому знаю электоральные настроения: многие не определились со своим выбором. В то же время, у "Нашей Украины" также меньше шансов, чем у "Свободы".

- Королевская в своих рекламных роликах заявляет, уверенно проходит в Верховную Раду. Очень упорно. Какая из политических партий, по Вашему мнению, лучше рекламировалась?

Любой политический лидер должен заявлять, что его партия проходит в парламент. Это - для того, чтобы создать имидж победителя.

Если лидер будет говорить, что он не уверен, то что уж говорить об избирателях, которые по своей природе сомневаются в своем выборе. Поэтому победоносная риторика - это жанр электоральной политики. В общем, рекламная кампания была неудачной. Почти у всех.

У "регионов" она была слишком оптимистичной относительно себя и абсолютно пессимистичной к своим предшественникам.

Реклама коммунистов была высокобюджетная. Однако, лозунги вроде "вернуть государство народу" все понимают как "вернуть государство коммунистам". На этом сыграть очень трудно.

У "Батькивщины" не было ни единой темы избирательной кампании. Сначала они защищали Тимошенко, а не людей. Месседж был таков: мы защищаем наших политиков. Это - неправильно. Вместо того, чтобы говорить о защите государства, институтов, жизни, они сосредоточились на персонализации. То есть на импичменте и т. д. Сторонники Тимошенко не доверяют Яценюку и наоборот. Следовательно, в конце предвыборной кампании в рекламе снова появилась Тимошенко, которая, фактически, зовет людей на новые баррикады. Далее, слоган "Мы их остановим"- это тоже неправильно. Остановите, и что дальше? Уже однажды остановили в 2004. Все закончилось разрушенными надеждами и провалившимся пятилетием.

Первоначальный слоган Кличко "Политика может быть открытой" - это противоречит любым законам политтехнологий. Скучно и неясно. В политике срабатывают температивные призывы вроде "Я сделаю!", "Я смогу!".

Относительно Королевской, то сначала с ее рекламной кампанией все было хорошо. Но когда к ней подключился Шевченко и Ступка, она стала сразу провальной.

Люди не воспринимают, когда за правильным месседжем кроется попытка вывести на первый план старых актеров и спортсменов (старых не по опыту - авт).

Электорат понял, что это - не новые люди, как говорит Королевская. Они - новички в политике.

Лучшие рекламные ролики с точки зрения эстетики, политики и поэтики были у "Нашей Украины". Патриотические настроения их рекламы имели свою целевую аудиторию. Прежде всего, благодаря правильным месседжам, которые касались языка и национального производителя. Хотя, такая грамотная рекламная кампания не решит судьбу Ющенко на этих выборах.

- Ходят слухи, что Кличко "спит и видит" себя на должности мэра Киева. Какие у него перспективы в целом?

Станцию ​​под названием "Кличко - мэр Киева" уже давно проехали. И путь, на котором он сегодня стоит, везет его на другую станцию ​​- "Президент Украины". Он уже мыслит в горизонте 2015 года. Для него мэрство это - "давай до свидания". Относительно перспектив, то, прежде всего, у него будет серьезная фракция. Далее он будет претендовать на создание нового оппозиционного центра в Верховной Раде. В том смысле он будет конкурировать с другим оппозиционным центром "Объединенная оппозиция".

Под угрозой размытости на фоне других политических лиц, Кличко не будет ни с кем объединяться. И с точки зрения партийной стратегии это правильно. Ближе к 2015 году рейтинг Виталия будет расти. Как и привязанность к нему некоторых депутатов.

Кличко, как реальный претендент на президентство, должен ожидать, что к нему будут медленно сливаться мажоритарщики и партийники. Кличко, фактически, основной победитель парламентских выборов, несмотря на то, кто сколько возьмет голосов.

- Чего следует ожидать в день выборов? Допускаете ли Вы какие-то провокации, чтобы сорвать выборы?

Нет. Такого не будет. Для власти важно, чтобы эти выборы признали легитимными. Тем более, что Виктор Янукович и Партия регионов уже победили на выборах. И это не потому, что они наберут большинство мандатов в парламенте, а затем, наконец, пополнятся мажоритарщиками. Дело в том, что из политической игры устранена Юлия Тимошенко. Для инсайдеров украинской политики Тимошенко становится неинтересной, а становится интересным Кличко. Эти выборы выиграла власть. И выиграл Кличко. Оппозиция, к сожалению, их проиграла, несмотря на любую электоральную арифметику. Власти важно, чтобы международные наблюдатели признали выборы легитимными. Хотя бы более-менее.

Беседовал Тарас СЕРЕДИЧ