Как начинался Ваш бизнес, и если оглянуться на пройденный путь – все ли случилось, как было задумано?

Свой бизнес я начал в 18 лет. И это даже не бизнес был, надо было просто заработать денег. Еще во время учебы в институте начал с банального – устроился рабочим в экспериментальный цех по производству красок. Проработал там неделю как рабочий. Увидел, что, продавая краски, можно заработать намного больше. Потому попробовал торговать. Начало получаться. Это был 94 год, не было ни рекламных журналов и газет, попросту ничего не было. Ходил по улицам и думал, кто бы купил краски. Думаю, эти сложные условия работы развили во мне мышление, которое и сейчас помогает в бизнесе.

Спустя пару лет я уже занимался несколькими направлениями: торговля красками, пожарное оборудование, ценные бумаги, металлопрокат, бензин. За всем этим "потянулись" и сложности – с людьми, с деньгами, с проверяющими органами. В какой-то момент я понял, что все ухватить не получится, и необходимо сконцентрироваться на том, что приятно развивать. Поскольку начинал с красок, сделал выбор в их пользу, понимая, что в этом бизнесе я более силен. Все остальное требовало либо больших связей, либо денежного капитала.

Итак, я сфокусировался на красках. Мне нравится созидать, особенно, если то, что я произвожу, приносит пользу и радость людям. А краски – они же яркие. С 1995 года я возглавлял собственную компанию, которая занималась торговлей красок, а с 1998 года у нас появился бренд Kompozit. Только с 2001 года мы сами начали производить краску, до этого нам ее делали другие производители, на аутсорсинге. И вот уже на протяжении 17 лет мы производственники.

Считаете ли себя "первопроходцем" в своем деле? В чем именно и почему?

Когда начали заниматься производством, задача стояла следующая – в продукте должна быть изюминка. В любом бизнесе и товаре должны быть свои ценности. В этом вопросе Kompozit является инновационной компанией. Мы все время что-то придумывали первыми: сделали снежно-белую краску, которая действительно снежно-белая! Мы первые в Украине начали применять литографированные банки – это печать на металле, первыми применили евро-тару для промышленной упаковки красок – это евро-ведра по 20 литров. До этого все фасовали в бочки либо в так называемые "барабаны". Сегодня у нас тоже есть ряд уникальных продуктов, а также продуктов, которые мы первыми выпустили.

Если сравнивать стоимость наших красок с другими украинскими, то мы самые дорогие. Но по качеству мы сравнимы только с высококлассными зарубежными брендами – по сравнению с последними мы самые недорогие как раз. Высокое качество позволило нам выйти на международные рынки. Хотя, произошло это совсем недавно. У европейцев – другое мышление, у них свои ценности, и они очень поддерживают локальных производителей. Но если какая-то компания уже сработалась с ними, они не станут менять партнера. Залог нашего успеха – стабильность – в продажах, поставках, качестве. Это европейским партнерам очень подходит. Поэтому, думаю, все у нас будет хорошо.

За 17 лет развития компании не возникало желания заняться чем-то кардинально другим? Учитывая, что Вы и раньше пробовали себя в разных сферах.

Я и сейчас занимаюсь несколькими направлениями, хотя основной бизнес – лакокрасочный. Тут вопрос в чем. Для многих бизнес – это игра, для многих – основа жизни. Я свой бизнес очень люблю, но все должно быть гармонично. Надо уделять время и семье, и увлечениям, тогда это отражается на комплексных результатах. Если быть сильно азартным в бизнесе, то нужно постоянно куда-то мчаться, больше всех зарабатывать, поглощать других. В таких ситуациях часто теряется само качество товаров и услуг, которые ты создаешь. Целью становится не продукт, а деньги. Я считаю, что это – провальная философия. Нужно фокусироваться на главных ценностях. Тогда и можно достичь максимальной эффективности. Например, лучшие производители вин в Италии – маленькие семейные винодельни, лучшие производители сыров во Франции — небольшие фермерские хозяйства.

Краска как химический продукт при грамотной постановке задачи может быть превращена из семейного в крупный бизнес. Это – сложно, ведь этот бизнес – прерогатива крупнейших мировых компаний. Но мы не боимся, идем вперед, создаем свои ценности и преимущества.