Об этом он рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Украина".

Вопрос: Андрей Николаевич, производство пива – это дело вашей жизни, или вы, как бизнесмен, готовы инвестировать и в другие направления?

Ответ: Я считаю, что каждый должен заниматься тем, что у него получается лучше всего. Если ты умеешь варить пиво – вари пиво. В мире есть компании, которые варят пиво уже более ста лет и ничем другим не занимаются. Они очень успешны, мы берем их практику для себя как пример. Об этом он рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Украина".

Вопрос: Как вы попали в пивоваренную отрасль?

Ответ: Сначала я занимался дистрибуцией крепких алкогольных напитков, в 1998 году началось развитие пивного производства в Украине. Мы попробовали себя в дистрибуции пива, и у нас получилось. До 2003 года мы продавали на западной Украине продукцию компании BBH (Baltic Beverages Holding). В 2003 году я решил создать собственный экспериментальный пивзавод для Львова. Очень скоро появился спрос на нашу продукцию и в других западных областях, и мы стали наращивать мощности. В 2007 году наша компания приняла участие в проекте по энергосбережению для малого и среднего бизнеса UKEEP от ЕБРР и получила кредит в $17,6 млн. А уже в 2011 году мы совместно приобрели завод в Житомирской области.

Вопрос: Каким вы видите развитие рынка пива в Украине, начал ли он восстановление после резкого сокращения в 2015-2016 годах?

Ответ: В прошлом году рынок потерял 7,5%, за три месяца этого года – еще 5%, а с учетом погоды в апреле, я думаю, что падение будет еще большим, и уже по итогам четырех месяцев мы получим совсем другую картину. Первый квартал для нас не объемный по продажам, но показательный. На рынок пива влияет и экономическая составляющая, он не может показывать чудо на фоне сложной ситуации в экономике.

Кроме этого, стоит вопрос в создании культуры потребления пива, ведь у нас к пиву относятся как к безликой жидкости с определенным процентом алкоголя. Производители-гиганты предлагают потребителю в изобилии пластиковую тару больших емкостей по низким ценам. Создается впечатление, что продукт под названием "пиво" нужен только для одного – наполнить организм покупателя желаемым количеством алкоголя. Образно говоря, происходит перерасчет имеющихся в кошельке денег на необходимое состояние опьянения. На основе этого принимается решение – купить бутылку чего-нибудь покрепче или пластиковый бутыль дешевого пива. Конечно, продавая большие объемы, нанятые менеджеры больших компаний выполняют свои тактические задачи, но на стратегическом уровне они убивают рынок. Еще раз повторю, что потребление пива должно иметь свою культуру так, как это есть во всей Европе. Нужно уважать продукт, который производишь, и тогда можно рассчитывать на уважение со стороны потребителей.

Вопрос: Сидры и хард-лимонад сейчас вытесняют традиционное пиво?

Ответ: Частично. Даже не столько вытесняют пиво, сколько заменяют категорию слабоалкогольных напитков, с которой пиво тоже конкурирует.

Вопрос: В Украине на рынке пива конкурируют в основном четыре крупные компании – две транснациональные и две с украинским капиталом. Насколько вам трудно работать на рынке с международными игроками?

Ответ: Совершенно не трудно, и это доказывают наши показатели. За 14 лет нашего существования мы ни разу не упали ни в объеме, ни в доле рынка. Сегодня наша доля на рынке пива около 15%.

Вопрос: Вы планируете и далее ее наращивать?

Ответ: Мы планируем, и будем наращивать долю. К примеру, у каждого из наших основных конкурентов количество холодильного оборудования в торговых точках составляет около 100 тыс. единиц. Из них активно используются около 70 тыс. У нас пока установлено и активно используется 30 тыс. ед. холодильного оборудования – вот и посчитайте.

Вопрос: Объемы производства компании за 2016 по сравнению с 2015 годом?

Ответ: В 2015 году мы изготовили 1,75 млн гл, в 2016 – 2 млн гл пива и кваса.

Вопрос: Какова структура собственности вашей компании?

Ответ: Мне принадлежит самый большой пакет акций в нашей компании. Партнерами в уставном капитале являются Европейский банк реконструкции и развития, компания OeTTINGER – производитель пива №1 в Германии, и физические лица – граждане США, Израиля, Бельгии, Великобритании.

Вопрос: У вас два завода – во Львове и в Радомышле. Во Львове вам приходится конкурировать с Carlsberg?

Ответ: Нам по всей Украине приходится конкурировать с ними, мы – национальный производитель. У нас особые отношения со "Львовским" во Львове. У них сейчас там доля рынка примерно 38%, у нас – около 30%. Как только мы станем во Львове №1, то мы точно об этом напишем, и они это понимают. Мы делаем свою работу планомерно, системно, и не ставим цели любым способом достигать лидерских позиций. По сегодняшней динамике рынка, если ничего не изменится, в ближайшее время мы будем конкурировать с компанией Carlsberg, не только во Львове, но и по всей Украине.

Вопрос: Ваша компания также производит квас, насколько привлекательна эта категория для инвестиций?

Ответ: С квасом все просто: экономика растет – категория кваса растет, экономика в минус – квас тоже. Этот продукт покупают в основном женщины, а они обычно более бережливы, чем мужчины. Наша доля рынка 18-20%. Мы делаем квас по классической технологии на нашей производственной площадке во Львове.

Вопрос: Вы продаете пиво ресторанам в бочках? Насколько интересен этот сегмент?

Ответ: Он очень упал, начиная с 2014 года. Мы развиваемся в нем стабильно, но пока не ставим цели наращивать там долю. Сегодня продажи в этом сегменте – в районе 10% общего объема рынка.

Вопрос: Насколько загружены были ваши заводы в 2016 году?

Ответ: У нас в 2016 году, так же как и в предыдущие годы, мощности загружены практически на 100%. Каждый год мы растем. В прошлом году мощности нашего завода во Львове выросли на 30%, в этом году мы планируем добавить еще 15%. В результате общая мощность заводов компании составит 2,5 млн гл в год.

Вопрос: Это будут новые линии, на каких предприятиях?

Ответ: В прошлом году мы купили у немецкой компании KHS оборудование, и теперь будем разливать нашу продукцию в банку 0,44 и 0,5 литра. Рынок пива в банке в Украине составляет всего 6% общего объема. Мы оцениваем нашу долю на нем в 10%, так как работаем в верхнем мейнстриме и премиум-классе. Мы давно хотели поставить баночную линию, но раньше этот проект был бы крайне нерентабельным. Сейчас уже время пришло.

Кроме этого, мы запускаем производство хард-лимонада в Радомышле и заходим в категорию сидров. Также в этом году мы получили лицензию от концерна Heineken на производство Krusovice и через месяц начнем выпуск этого легендарного чешского пива.

Вопрос: Насколько продолжительным являлся процесс получения лицензии на производство пива от Heineken для вашей компании?

Ответ: Обычно процесс занимает от трех до пяти лет. Мы с ними начали общаться в 2012 году и в конце 2015 года – начале 2016 запустили производство пива Heineken по лицензии в Украине, и это еще очень быстро. Вице-президент Heineken прилетал лично с проверкой. Проверялась вся структура: от хед-офиса, торгового персонала, атмосферы и политики компании до тестирования производственных мощностей. В 2015 году компания "Перша приватна броварня" стала четвертой компанией в мире, которая получила такую лицензию от Heineken, и при этом не являясь собственностью данного концерна. Отмечу, что в США, например, до сих пор Heineken возят из Голландии.

Вопрос: Один или оба ваших завода получили лицензию на производство пива Heineken?

Ответ: Один. На два завода нет смысла ее получать, объем производства не столь велик. Heineken – это категория суперпремиум, бренд имеет на сегодня долю менее 1% рынка. Я думаю, возможно, при хорошей экономической ситуации его доля поднимется до 2%.

Вопрос: Heineken не планирует заходить на украинский рынок в условиях свободных мощностей, которые сейчас есть?

Ответ: А зачем? Им комфортно и так. Мы с ними составили долгосрочный договор, выполняем все их требования и пожелания, они как компания присутствуют в Украине.

Вопрос: Как вы считаете, новые инвесторы придут на украинский пивной рынок в ближайшие несколько лет?

Ответ: Я не вижу на сегодняшний день, чтобы кто-то из транснациональных компаний имел желание заходить в Украину. Почему? Потому что в покупке любого предприятия, загруженного на 50%, нет экономики.

Вопрос: Вашей компании – 14 лет, сколько за это время компания инвестировала в развитие?

Ответ: Для полноценного запуска завода с мощностью производства 1 млн гл в год со всем необходимым оборудованием (включая трейд-маркетинговое) необходимы инвестиции около $100 млн. Мощности нашего завода в Радомышле – 1,1 млн гл, львовского завода в этом году достигнут 1,4 млн гл.

Вопрос: Наличие ЕБРР в составе акционеров упрощает вам доступ к получению кредитных ресурсов? Каков ваш кредитный портфель?

Ответ: ЕБРР – это бренд. Все понимают, что мы прозрачная компания, которая ежегодно проходит аудит со стороны большой четверки. Нам очень просто общаться с банками. 75% нашего кредитного портфеля находится в Укрэксимбанке, потому, что мы продаем пиво в гривнях и прибыль получаем также в гривнях. Наш кредитный портфель в зависимости от сезона колеблется в пределах 1 млрд грн. Когда мы хотим инвестировать в новое направление или оборудование, мы приходим в банк, показываем свою долю на рынке, свой потенциал и просто реструктуризируем выплату кредита. Это абсолютно нормальная практика, и банки идут нам на встречу с удовольствием, потому что выдавать новый кредит банку сложнее.

Вопрос: Какая доля экспорта в общей структуре ваших продаж, и в какие страны вы поставляете свою продукцию?

Ответ: Экспорт составляет 1% наших продаж. Мы экспортируем свое пиво в около 10 стран мира – это США, Польша, Германия, Великобритания и др. Наш продукт за границей в 9-ти случаях из 10-ти потребляют украинцы, которые находятся там на заработках или эмигрировали.

Также раньше по лицензии наше пиво производилось в России. Договор был подписан в 2012 году, но мы досрочно расторгли это соглашение из-за нарушения лицензиатом правил территориальности продаж. Он продавал пиво в Крыму, а это территория Украины. Наверное, мы первая украинская компания, которая решила досрочно расторгнуть такой договор в одностороннем порядке.

Вопрос: Возможность разлива в Беларуси не рассматривали?

Ответ: У белорусов есть лицензия на "Бочкове" и "Свіжий розлив”. Также мы экспортируем туда наши эксклюзивные темные сорта пива. Этот рынок небольшой.

Наша стратегия – работать на украинском рынке, и она однозначно выигрышная.

Вопрос: В вашем ассортименте есть импортные бренды?

Ответ: Мы намерены усилить свой портфель импортными марками пива, надеемся завершить переговоры с рядом очень интересных брендов уже в этом году. При этом обязательно нужно учитывать риски, поскольку мы покупаем пиво за валюту, а супермаркет с нами рассчитывается через 120 дней в гривнях.

Вопрос: Вы используете только украинское сырье для производства пива?

Ответ: Хмель мы закупаем у немецких компаний "Хопштайнер" и "Джон Барт". В 2005-2006 годах мы пробовали работать с украинскими поставщиками хмеля, но это постоянная нестабильность качества: то у тебя горечь 15 единиц, то 22. Поэтому отказались. Все остальное – это украинское сырье.

Вопрос: Вы принимаете участие в обсуждении вопроса о повышении акцизных ставок на пиво в 2018 году? Какой размер ставок ожидается на следующий год?

Ответ: Мы не принимаем участия в обсуждениях с ГФС и Минфином. Мы общаемся только с налоговым комитетом Нины Южаниной. По моему мнению, под ее управлением это лучший комитет за все время существования украинского парламента, с ним можно вести диалог. У руководителя комитета очень высокий уровень профессионализма. Решение о повышении акциза на уровень инфляции в 2017 году абсолютно адекватное, и, если в следующем году будет принято аналогичное решение – по моему мнению, для пивоваров оно будет приемлемым.

Вопрос: Насколько выросла стоимость бутылки пива с начала 2017 года?

Ответ: На уровень акциза – это 3-4%, и вот недавно еще на 7%, поскольку выросли цены на сырье.

Вопрос: Как вы оцениваете расширение полномочий местных органов власти и их решение ограничивать продажи алкоголя после 23:00? Это отображается на уровне продаж алкогольных компаний?

Ответ: Нужно сначала спросить потребителей: насколько для них комфортно ограничение продаж, например, в Киеве в ночное время. Власть занимается не тем, чем должна заниматься, и борется с ветряными мельницами. Киевская власть, я слышал, думает о том, чтобы отменить этот запрет. Чем больше людям что-то запрещать, тем большим будет спрос. Нужно создавать новые рабочие места, привлекать инвестиции, ведь когда человек будет знать, что ему на 6:00 на работу, то он точно не будет пить после 23:00.

Вопрос: Вы инвестируете средства в социальные проекты? Какого рода это инвестиции?

Ответ: В первую очередь это проекты "Вірні збірній", "Переможці", "AXIOS". В прошлом году мы открыли Центр практической помощи защитникам Украины "AXIOS", который обеспечивает психологическую реабилитацию, а также трудоустройство ветеранов АТО. Мы уверенны, что социальная реинтеграция бывших воинов возможна благодаря поддержке семьи и занятию любимым делом. К нам обращаются люди из зоны АТО за психологической реабилитацией, у нас есть соглашение с Генштабом, наших специалистов привлекают для реабилитации бывших пленных. Имея большой круг знакомств и контактов, мы можем общаться с компаниями и рекомендовать на работу этих людей. Основная преграда со стороны работодателя – это страх, что человек придет психически неуравновешенным. Мы, как центр "AXIOS", берем на себя ответственность за этих людей. Многие из них хотят пройти переквалификацию, закончить IT-курсы или выучить английский язык, мы им в этом помогаем.

В этом году мы присоединились к мультимедийному проекту "Переможці 2". 19 апреля вместе с организаторами презентовали обновленную выставку на НСК "Олимпийский", а дальше поедем в выставочный тур по всей Украине и не только. Героев проекта возим на матчи украинской сборной за границу, недавно одному из участников проекта – Александру Бабченко – презентовали протез для занятий кроссфитом.

Вопрос: В 2017 году ваша компания стала новым спонсором сборной Украины по футболу? Какие преимущества открывает перед компанией спонсорство и насколько это затратное направление для компании?

Ответ: Во второй половине 2016 года наша компания получила предложение от Федерации футбола Украины принять участие в тендере. А у меня давно родилась идея по формированию футбольной фан-культуры в нашей стране, я даже пробовал ее реализовать на локальном уровне во Львове. В 2008 году мы были одновременно спонсорами двух львовских команд – ФК "Карпаты" и ФК "Львов". Я предложил свою модель – быть активными в формировании культуры болельщиков. На европейских футбольных матчах я видел врачей, менеджеров среднего класса, учителей, в общем, обычных людей, которые идут на стадион после работы. Там нет фанов с фаерами, болельщики – обычные люди, которые пришли получить удовольствие от футбола и которые 90 минут поют, независимо от того, как их команда играет.

Нам интересно принимать участие в создании фан-движения, потому что, к сожалению, сегодня в нашей стране нет достаточно достижений, чтобы представить себя на международной арене. Там знают, что у нас коррупция, война, девушки красивые и больше ничего. После матча в Хорватии и первого выезда участников фан-движения "Вірні збірній", после их колоссальной и яркой поддержки нашей команды, несмотря на результат игры, хорватское газеты писали, что украинцы – это европейская, культурная, открытая нация. Поэтому "Вірні збірній" – наш социальный проект.

Вопрос: Поддержка украинской сборной, по вашему мнению, как-то повлияет на капитализацию бренда "Перша приватна броварня" и в какой перспективе?

Ответ: Без сомнения футбол – это спорт номер один в нашей стране и тот, кто поддерживает его, имеет большие шансы в ближайшем будущем бороться за позицию номер один на рынке. Я думаю, что капитализация бренда точно увеличится в ближайшие несколько лет.

Вопрос: Вы будете участвовать в следующем тендере на спонсорство украинской футбольной сборной?

Ответ: Мы будем подавать заявку обязательно. И наша задача получить поддержку не только Федерации футбола Украины, но и всего украинского народа.