Например, в 2015 году украинцы купили в интернете на 30% больше товаров чем годом ранее, а товарооборот на рынке увеличился на 60%. В 2016-м эта тенденция только усиливается. А с ростом популярности онлайн-покупок, растет и количество мошенников, жаждущих подзаработать. Причем в зону риска попадают как продавцы, так и покупатели. Первые боятся, что товар не будет принят или оплачен, что его подменят при обмене, что их платежные реквизиты могут быть украдены. У вторых – страхов не меньше: они опасаются, что продавец возьмет деньги, но не пришлет товар, или товар будет испорчен, заменен другим, а обменивать – откажутся.

Однако наличие некоторых знаний позволит обойти потенциальные риски. Руководитель онлайнмаркета проверенных продавцов Bigl.ua Виктор Кириченко рассказал о главных правилах безопасного шоппинга в сети.

Скажите "нет" предоплате!

Многие покупатели, которые совершают покупки в интернет-магазинах, бояться, что после предоплаты они и денег лишатся, и товар не получат, или же он будет испорчен/подменен. Избежать этого риска элементарно. Стоит всегда выбирать курьерскую доставку товара с постоплатой, при которой у покупателя будет возможность проверить свой заказ и удостовериться в его наличии и качестве.

Если же онлайн-магазин не предоставляет возможность курьерской доставки, стоит выбрать почту и наложенный платеж. На почте у клиента также будет возможность проверить ее содержимое до оплаты. Выбирая один из двух этих путей, покупатель исключит махинации со стороны продавца и не потеряет деньги.

Найдите неподдельные отзывы

90% пользователей считают отзывы других покупателей одним из важнейших факторов при выборе интернет-магазина. Одни продавцы это прекрасно знают и годами работают над своим имиджем в сети, делом доказывая, что они надежные. Другие – пишут себе хвалебные оды сами. Задача покупателя – найти корректные отзывы от реальных покупателей.

В то же время, лучше читать отзывы о продавцах на крупных торговых площадках, где у продавцов нет технической возможности накрутить себе рейтинг. Тут отзывы оставляют только реальные покупатели после совершения покупки. А вот отзывы на сайте интернет-магазина моделируются самим магазином, так что их достоверность весьма сомнительна.

Оцените реальную стоимость

Покупателям не стоит быть оптимистами настолько, чтобы поверить, что товар, который стоит 10 000 грн, можно купить за 3000 грн. Снизить стоимость товара и заманить покупателя в ловушку – одна из практик мошенников. В погоне за дешевизной, покупатель теряет бдительность и соглашается, к примеру на предоплату (она может быть частичной и незначительной, однако на уловку попадется не один человек).

Чтобы понимать реальную стоимость товара, можно проанализировать предложения от нескольких интернет-магазинов. Незначительные отклонения в цене не будут говорить о мошенничестве в отличии от занижения стоимости в разы.

Если на порог не пускают?

Часто покупатель может сделать неправильные выводы об интернет-магазине, если, зайдя на его сайт, он не увидит физического адреса. На предложение приехать и забрать товар лично – продавец не соглашается, предлагая альтернативы – в виде доставки или встречи на нейтральной территории. Уже ищете подвох? А между тем – это классическая ситуация в бизнесе интернет-магазинов. У продавца элементарно может не быть своего офиса, а вся продукция храниться на складе – это не делает его мошенником. Такова специфика бизнес-процессов компании. Если все предыдущие пункты соблюдены – магазин не требует предоплаты, не накручивает отзывы и его нет в черных списках на определенных форумах – нет причин отказываться от заказа.

Узнайте о гарантиях

Наши исследования показывают, что безопасность покупки – один из главных критериев для покупателя. Покупатель хочет быть уверен, что он имеет дело с надежным продавцом, а в случае, если "что-то пойдет не так", ему будут возвращены деньги. Далеко не каждый интернет-магазин может это гарантировать. Совсем другая история с маркеплейсами (торговыми площадками с множеством продавцов), от имиджа которых, напрямую зависит их бизнес. В частности, крупнейшие маркетплейсы Украины страхуют все покупки, совершенные через корзину, на сумму в несколько тысяч гривен.

Немаловажно и то, что, совершая покупки через торговые площадки, покупатель может быть уверен, что его персональные данные надежно защищены. А службы доставки, предлагаемые продавцами, – проверенные. К тому же, в условиях маркетплейса невозможна накрутка рейтингов и отзывов – только реальные оценки реальных покупателей.

Читайте также: Электронное государство нужно выстраивать с учетом "защиты от дурака"