Евросоюз и МВФ с 2010 года выделили Греции кредиты почти на 250 миллиардов евро. Несмотря на частичное списание задолженности в 2012 году, госдолг страны превысил 315 миллиардов евро. В ночь на 1 июля истек срок, в течение которого Греция могла погасить часть задолженности. Но она этого не сделала. Таким образом страна допустила дефолт.

Уже сейчас начинают звучать заявления о том, что сходство ситуаций в Греции и Украине, о том, что Украина является второй в очереди на объявление технического дефолта и о том, что срочно нужно что-то делать. Делать, безусловно, нужно. Первым пунктом в списке – прекратить панику. Несмотря на определенное сходство, ситуации в наших странах разные. В Украине пока что не все так плохо.

История вопроса

В 2010 году совокупный долг Греции превысил 300 миллиардов евро. Бюджетный дефицит побил рекорд еврозоны, достигнув 13,6% ВВП. Страна поняла, что справиться с существующей ситуацией самостоятельно она не способна, и официально обратилась за финансовой поддержкой к Евросоюзу и Международному валютному фонду.

Так был утвержден пакет финансовой помощи Греции со стороны ЕС и МВФ в размере 110 миллиардов евро. 80 миллиардов из них взял на себя Евросоюз. Помощь Греции выделили на пять лет, с предоставлением кредитов в течение 3,5 лет под льготные 5% годовых и последующей их выплатой в 2014 и 2015 годах.

В обмен на финансовую помощь Греция обязалась проводить жесткую политику экономии государственных средств. Главным условием было сокращение бюджетного дефицита. Этого удалось достичь за счет урезания госрасходов, включая зарплаты и пенсии, определенного увеличения налогов и приватизации ряда государственных предприятий. Сокращение расходов и бюджетного дефицита обернулось для Греции падением ВВП, ростом долга по отношению к экономике и массовыми демонстрациями, которыми сопровождалось каждое решение власти.

Ситуация усугублялась и возникла необходимость увеличения объема списаний долга. В конце февраля 2012 Тройка кредиторов (Европейский центробанк, Евросоюз и МВФ) договорились выделить стране второй пакет финпомощи в размере 130 миллиардов евро. Кроме того, стороны договорились с частными кредиторами о списании долгов страны, находившихся на их балансе, объемом в 100 миллиардов долларов.

Объявление дефолта

Печальная экономическая ситуация в стране совпала с не менее печальной ситуацией политической. В начале 2015 года в Греции состоялись внеочередные парламентские выборы, было сформировано новое правительство во главе с премьер-министром Алексисом Ципрасом. Новая власть решила изменить свой подход к переговорам с кредиторами и было заявлено, что Греция рассчитывает на списание и реструктуризацию части долга.

В конце марта Ципрас в парламенте заявил, что Афины до июня рассчитывают начать переговоры о реструктуризации государственного долга, добиваясь от кредиторов списания большей части задолженности, которая превысила 324 млрд евро или 180% ВВП страны. При этом политик подчеркнул, что "откровенные и жесткие переговоры" будут идти до конца.

Его слова стали пророческими. Переговоры действительно вышли жесткими и напряженными. Ципрас ошибся только в одном – он переоценил значение своей страны для ЕС. Переговоры закончились для Греции провалом.

27 июня Ципрас объявил о проведении 5 июля Национального референдума о принятии условий финансовой помощи. На следующий день правительство страны остановило работу банков и биржи в Греции до 6 июля и ввело контроль за движением капитала, чтобы остановить отток денег за границу. 30 июня ситуация достигла пика психологического напряжения – греческая сторона то заявляла, что ни в коем случае не согласится на условия кредиторов, то отмечала, что готова пойти им на уступки. Министр финансов один раз даже пригрозил ЕС Европейским судом. Тройка кредиторов оставалась непоколебимой. В правительстве Германии заявили, что для продолжения программы финансовой помощи Греции уже слишком поздно. При этом мировые СМИ напомнили слова канцлера Ангелы Меркель о том, что именно греческие власти, а не международные кредиторы, отказались от компромиссов.

В ночь на 1 июля стало известно, что Греция не перевела МВФ транш в размере 1,54 миллиарда евро в рамках погашения задолженности. Таким образом, как констатировали в Фонде, Греция стала первой страной с развитой экономикой, что допустила дефолт.

Параллели с Украиной

Проблемы Греции и Украины действительно во многом похожи – огромный теневой сектор, раздутый государственный сектор, повальная невыплата налогов, пенсионное обеспечение, не подтвержденное накоплениями граждан, получающих помощь от государства, чрезмерная склонность политиков к популизму.

Украинская власть так же продолжает напряженные переговоры о реструктуризации почти 20 миллиардов долларов обязательств перед частными кредиторами. По неофициальным данным, как пишут СМИ, украинцы настаивают на списании до 40% долга и моратории на выплату тела кредита и процентов на пять лет. При этом украинская власть так же угрожает объявлением технического дефолта.

Впрочем, по мнению руководителя проекта "Успешная страна", экономиста Андрея Блинова, заявления о возможности технического дефолта Украины украинцам не стоит воспринимать близко к сердцу. Во-первых, они рассчитаны на западную аудиторию или тех частных кредиторов, которые не соглашаются на реструктуризацию украинского долга. Это намек на то, что кредиторам следует согласиться на синицу в руках, чтобы потом не увидеть журавля в небе.

По его же словам, ситуация в Украине не столь печальная как в Греции. Как минимум, в экономических проблемах последняя находилась значительно дольше и значительно глубже, чем Украина. Кроме того, в отличие от Украины Греция находится в еврозоне, что не позволяет ей влиять на судьбу собственной валюты. Ну и, наконец, в отличие от Греции, Украина готовы обеспечить стабильное финансирование. Пока.

В этом же направлении мыслит и колумнист Financial Times Вольфганг Мюнхау. По его мнению, если Украина потерпит поражение как государство или Россия аннексирует ее территорию, это станет для Евросоюза куда большей проблемой, чем сейчас Греция. При этом европейские политики действительно видят возможность экономического прогресса Украины через структурные реформы. А это очень увеличивает шансы и на реструктуризацию долга, и на дальнейшую поддержку ЕС.

Впрочем, лояльное отношение к Украине не означает, что она может себе позволить игнорировать ошибки Греции. По мнению экспертов, их нужно понять, усвоить и попробовать обойти.

Комментарии экспертов

Начальник отдела стратегического планирования UniCredit Bank Егор Перелыгин:

– Ситуация с Грецией показала, что чрезмерное рефинансирование долгов без применения системных реформ не решает ключевых проблем экономики страны, а только увеличивает нагрузку на бюджет и на платежный баланс. Реформы должны быть направлены не только на затягивание поясов и выбивание налоговых поступлений, но и на конкретное создание инвестиционного климата в стране, внедрение принципа "верховенства права", изменение структуры и политики судебных и силовых органов, стимуляции МСБ и экспортно-ориентированных предприятий. Очень важно понимать, что Греция не смогла провести ни одной системной реформы, при этом зарплаты в стране упали на 37%, госсектор урезали на 30%, и потребление домохозяйств обвалилось на 33%. Это привело к падению реального ВВП на 27%, к динамике падения номинального ВВП 18 кварталов подряд, к безработице на уровне 27% и соотношении госдолга к ВВП в 180%.

История очень хорошо показывает, что дефолт или реструктуризацию успешно переживали те страны, которые меняли модель экономического развития, наращивали экспортный потенциал и проводили реформы (например, фискальные и судебные). Украине необходима кардинальная смена модели развития. Также есть важнейший урок – ничто не убивает субъект экономики так быстро, как кризис ликвидности. Отсутствие эффективной системы координации денежных потоков и чрезмерные "austerity measures" превратили экономику Греции в "фарш".

Украина сейчас нужно сконцентрироваться на реформах, нужно выстоять в переговорах с кредиторами (снизив нагрузку на бюджет и на платежный баланс государства) и начать наращивать экспортный потенциал – особенно товаров и услуг с высокой степенью добавленной стоимости.

Старший аналитик Empire State Capital Partners Тантели Ратувухери:

– Главное, что объединяет две страны – это нежелание расстаться с коммунистическим прошлым. Греция сопротивляется либеральным реформам, которые направлены на модернизацию и оздоровление экономики. Социалистическая и коммунистическая популистская идеология подпитывала нежелание греческого общества и правительства провести необходимые, хотя и болезненные, процедуры лечения больной экономики и больного общества. Эта же проблема преследует Украину в течение всего периода независимости. И эту ошибку Греции следует попытаться избежать Украине сегодня.

Одна из серьезных ошибок Греции – неоправданная надежда на Россию как противовес требованию изменений и решительных действий со стороны европейских государств. В итоге, страна может оказаться фактически у разбитого корыта. Украина, скорее всего, попалась в эту ловушку еще до 2014 года. Есть шансы, что она не наступит на эти же грабли в этот раз. Другая ошибка Греции заключается в том, что в силу своей принадлежности к европейскому сообществу, страна решала свои кризисные проблемы за счет проедания дешевых европейских ресурсов: брала кредиты в большом объеме, но не проводила необходимые бюджетные реформы. Украина также сегодня может попасть в этот капкан.

И, наконец, следует упомянуть еще об одной особенности переговорных позиций Греции, а именно: попытке диктовать условия своим мощным кредиторам, и, порой, даже шантажировать их. Такая политика привела страну к тому, что ее могут оставить с бедой один на один. В поведении Украины местами, кажется, оказываются и такие элементы, однако в случае с Украиной, кредиторы далеко не такие мощные.