Секретами профессионального подхода к успешному собеседованию поделились ведущие украинские рекрутеры.

Еще до собеседования

Будьте внимательны к деталям еще на стадии подачи резюме: не перепутайте формат документа, который требуется для резюме. Правильно укажите тему письма, не забудьте добавить фото. Если просят позвонить в конкретный период времени для назначения собеседования — четко выполнить указание.

К собеседованию всегда нужно готовиться: узнать как можно больше о компании, ее специфику, текущее состояние дел. Для этого стоит просмотреть сайт компании, поискать информацию в новостях.

Действенным пунктом резюме специалисты по трудоустройству называют рекомендации с предыдущего места работы.

Важное условие — не переносить собеседование на конец дня, недели. За это время работодатели уже прослушают какое-то количество претендентов, рискуете потерять шанс.

Внешний вид

Любой работодатель положительно оценит ваш хороший вкус в одежде. Дресс-код должен соответствовать будущей должности. Если устраиваетесь на место продавца в супермаркете — не стоит надевать на собеседование дорогой костюм, а если вы — будущий офис-менеджер или сотрудник банка, то уже джинсы и свитер будут неуместными. Женщина в вечернем платье на собеседовании никогда не получит работу. Разве что она претендует на роль светской дамы.

Что продемонстрировать

Эйчары — HR-менеджеры, специалисты по подбору персонала — в первую очередь замечают нечестность со стороны претендента. Это сразу отталкивает. Кроме того, ваши слова легко проверить, если обратиться на ваше прежнее место работы. А это довольно часто практикуют эйчары. Поэтому будьте честными, отвечая на любой вопрос, профессионального или личного характера.

Стоит также заранее продумать ответы на вопрос "Почему именно эта компания меня интересует?" и "Почему именно я подойду на эту должность?". Рекрутеры ставят минус, если претендент не может четко ответить на них. Логично, что человек, который сам не знает, чего хочет, не принесет пользы компании.

Эйчары любят вопросы о перспективах развития — как ваши личные, так и ваше видение будущего компании. Также лучше продумать ответ, причем пытаться связать собственные карьерные достижения с пользой для компании.

Что лучше не рассказывать

Потенциальные работодатели никогда не возьмут вас на работу, если будете поливать грязью предыдущего работодателя. Даже если бывший начальник или коллеги действительно поступили с вами нечестно — лучше просто корректно на это намекнуть.

Отвечая на вопрос о своих недостатках, лучше говорить о профессиональных качествах, не касаясь личных. Более того, стоит попробовать подать недостаток как преимущество. Например, вместо "я могу провалить дедлайн" сказать "я внимательно отношусь к результатам своей работы".

Как отвечать на вопросы о себе

На просьбу рассказать о себе не говорите о личном. Этот вопрос призван оценить ваш профессионализм. Поэтому "про себя" значит — как долго работаете в профессии, какое образование имеете, какие навыки и достижения.

Подавайте рассказ в форме "сэндвича": сначала об опыте и достижениях, затем о недостаточности каких-то навыков, далее — об умении быстро учиться и чем можете компенсировать недостатки.

Добавляйте к рассказу цифры. Например, вместо "я работала продавцом в супермаркете непродовольственных товаров" лучше сказать "два года работала продавцом-кассиром в супермаркете. В нашем магазине было полторы тысячи наименований товаров, за день я обслуживала сотню покупателей".

Что и как сказать о хобби

Вопросы о ваших предпочтениях задают, чтобы лучше понять, какой вы человек. Главное правило — отвечать честно. Не выдумывать хобби на ходу, и не указывать на то, что было актуальным в третьем классе средней школы. Но лучше также не говорить, что совсем не имеете увлечений. Наверняка есть что-то, чем любите заниматься.

Увлечение чтением журналов или книг, например, можно подать в связке с профессиональными навыками — вы интересуетесь многими сферами жизни, вы эрудированный. Если заниматься пробежками или велосипедными прогулками — вы выносливый и закаленный. Бонусом станет, если ваше хобби совпадает с интересами интервьюера. Это можно узнать заранее из соцсетей, например.

Как правильно поставить вопрос о заработной плате

Вопросы оплаты труда никем и никогда не обсуждается в первую очередь. Сначала нужно заинтересовать работодателя своими умениями, "продать" себя. А уже потом говорить о вознаграждении. И лучше дождаться, когда вас спросят о желательном уровне оплаты труда.

Если собеседование подходит к концу, вы чувствуете, что заинтересовали работодателя, но об оплате вас не спрашивают, обратитесь к собеседнику по имени и поинтересуйтесь, какая система мотивации предусмотрена компанией для должности, на которую вы претендуете.

Отвечать на столь желанный вопрос об уровне зарплаты нужно осторожно. Часто слишком высокие, или, наоборот, заниженные, требования по зарплате становятся единственным пунктом, из-за которого человека не берут на работу. Следует тщательно изучить предложения по зарплате для вакансии, на которую претендуете, в том числе — и в других компаниях.

Если работа вам нравится, но уровень зарплаты не устраивает — стоит попробовать обсудить с работодателем возможные варианты — например, гибкий график работы. Или можно договориться о невысокой зарплате с условием ее роста в случае вашей упорной и ценной для компании работы.

Нюансы

Даже если первое собеседование прошла успешно, будьте готовы, что вам предложат пройти еще одну. Это связано с тем, что во многих компаниях будущие непосредственные руководители предпочитают лично поговорить с претендентом, уже после собеседования с эйчаром. Иногда эти два специалиста присутствуют на собеседовании одновременно.

Некоторые должности, особенно творческие, предусматривают выполнение пробного задания. Часто такую задачу предлагают прямо во время собеседования, поэтому стоит быть готовым к такому повороту.

Отдельные компании, особенно крупные, наблюдают за претендентом буквально с порога двери. Поэтому даже если собеседование прошло успешно, не спешите звонить друзьям-родственникам прямо в коридоре офиса компании, или в лифте, или спускаясь по лестнице, и говорить какие-то неосторожные фразы, не спускайте на нет хорошее впечатление о себе.

Читайте также: Где найти высокооплачиваемую работу? ТОП-5 профессий, где больше всего вакансий