С самого детства жизнь Ковальчука тесно связана со скульптурой. Признается, тогда, вдохновленный военными баталиями в книгах и фильмах, он из пластилина создает собственные их реконструкции.

"Скульптуру я чувствовал руками. Чувствовал, что должен быть где-то рядом с этим, заниматься этой пластикой", - вспоминает мастер художественной обработки металла Александр Ковальчук.

В более взрослом возрасте судьба готовит мастеру множество испытаний, к счастью, в основном творческих. От должности художника воинской части до художника-оформителя железнодорожной станции Никополь. Мужчина рисует многочисленные пособия по строевой подготовке и агитационные плакаты. Впрочем, душа хочет большего - больше всего Ковальчук мечтает обуздать металл.

"Это не случай, меня всегда манила эта возможность творить с несокрушимого, казалось бы, такого материала всякие деликатные вещи - художественные, ажурные", - рассказывает художник.

Из-под рук мастера появляются первые работы. Скульптуры весом в несколько десятков килограммов, благодаря мастерству автора, кажутся почти невесомыми, воздушными. Небольшие медные листочки, кажется, вот-вот трепещут под порывами ветра или поплывут под водой большие серебристые рыбы. В каждую из работ автор вкладывает душу, делает ее уникальной.

"В отливке можно сделать несколько копий, а в этой работе - скульптура из листовой меди - делается только одна работа", - объясняет мастерица, жена Александра Ковальчука Ирина Пастернак.

Правда, сам процесс переосмысления - одновременно и тяжелый физический труд. В собственной мастерской человек укрощает огонь, с помощью тяжелых молотов, многочисленных инструментов и механизмов создает будущие шедевры.

"У нас есть эта заготовка из латуни, мы ее отклепали. Она закалилась и стала очень жесткой. И для дальнейшей работы с ней ее нужно выжечь до красна и бросить в воду. Мы сейчас вместе увидим, что металл станет красным, значит он нагрелся до нужной температуры. А нужная - это какая? Ну, бензиновый дает 1000 градусов", - рассказывает мастер художественной обработки металла Александр Ковальчук.

Воображение Ковальчука рождает удивительных персонажей. Здесь и фантастические животные и рыбы, и исторические и мифологические персонажи - как украинские, так и других народов.

Особое внимание уделяет автор фигуре казака Мамая. Во время работы изучает историческую литературу, общается с учеными. Но, как и каждый художник, переосмысливает известный образ по-своему. У него дуб становится символом мужества, на вершине же Ковальчук размещает икону Покровы, хранительницы казачества и всего украинского рода.

"Это такое вот рыцарское прошлое, этот дух украинского, что-то такое хорошее, прадедовское", - описывает свои работы Александр Ковальчук.

"Мамая все делали: он сидит и это картина. А у меня - не картина, это скульптура, значит как-то по-другому должна быть закомпонирована работа. Закомпонировали. Потом пошли в поленницу, нашли ту дровеняку, из которой потом будет закомпонирована основа", - рассказывает жена художника Ирина Пастернак.

Каждая из скульптур насчитывает несколько мелких деталей. Среди них немало и символических - знаков, заимствованных из Триполья, Скифского периода, XIV вв.

"Это были не простые символы и они столько в себе таят каких-то тайн, которые помогают людям, что стоит их вернуть, чтобы у каждого в доме это было", - считает мастер художественной обработки металла.

Сегодня скульптор продолжает виртуозно воплощать в своих работах главный замысел - тесно сочетать человека и природу, переводить, хотя бы в художественных произведениях, это общение на новую ступень - взаимного уважения и восхищения. И мечтает воплотить в металле ещё ​​одного, впрочем, на этот раз совсем другого, казака Мамая.