В октябре украинский парламент принял за основу законопроект о внесении изменений в Закон Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины" относительно усовершенствования механизма финансирования дорожной отрасли (4014а). Суть его — в создании Государственного дорожного фонда в составе специального фонда Государственного бюджета Украины.

В пояснительной записке указано, что законопроект обеспечит следующее:
- строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования;
- надлежащее содержание и своевременный ремонт автомобильных дорог общего пользования и улучшение их технического состояния;
- выполнение ремонта и реконструкции существующих мостов и путепроводов для доведения их характеристик до нормативных параметров;
- обеспечение безопасности и улучшение организации дорожного движения (дорожные знаки, освещение, разметка, ограждения и т.д.);
- улучшение дорожной инфраструктуры (придорожного сервиса) и доведение ее уровня до европейских стандартов.

"Дорожные" деньги — для дорог

Как пояснил в комментарии сайту "24" руководитель сектора "Транспорт" Офиса эффективного регулирования, экс-замминистра транспорта Александр Кава, создание дорожного фонда дает возможность существенно увеличить финансирование автомобильных дорог. Об их состоянии не надо ничего объяснять – все прекрасно осведомлены о "качестве" украинских дорог. 97% из них, отметил Кава, – с просроченными текущими и капитальными ремонтами. Без проблем можно ездить только по 3% дорог – это около 5 тысяч из 170 тысяч километров сети автомобильных дорог.

У нас в стране сложилась пагубная и неправильная тактика, когда, с одной стороны, государство взимает деньги с автомобилистов в виде того же акциза на топливо, автомобили и комплектующие, а с другой – эти деньги не идут на дороги. Только 15-20% из них выделяли на финансирование дорог. Остальное – в общий доход бюджета, и распределялись Минфином на их усмотрение. Это несправедливая ситуация: автомобилист думает, что заплатил государству на дороги, а вместо этого деньги тратятся на другое. Когда будет создан специализированный дорожный фонд – это позволит защитить те статьи дохода, что есть, и правительство не сможет в ручном режиме перенаправить деньги автомобилистов на другие цели,
– уточнил специалист.

По словам Кавы, создание дорожного фонда увеличит финансирование дорог Украины ориентировочно в 4 раза. Соответственно, темпы восстановления нашей дорожной сети существенно улучшаться. И уже через 4-5 лет можно будет реально говорить о том, что каждый гражданин Украины увидит дороги лучшего качества.

Сейчас ремонты проводятся, но они эпизодические. Например, от реконструкции дороги Киев – Полтава – Харьков жителю Сумской или Черновицкой области ни холодно, ни жарко. А если этот фонд будет создан – каждый будет знать, что в его регионе появились хорошие дороги,
– отметил Кава.

Финансирование безопасности

Деньги из дорожного фонда будут распределяться между дорогами государственного и местного значения. Часть из них пойдет на безопасность, потому что проблема наших дорог — не только в качестве покрытия.

Фактически средства будут, например, направляться на строительство безопасных пешеходных переходов. Ибо те переходы, что есть – опасны, они неправильно оборудованные и часто водитель, даже не желая нарушать правила дорожного движения, может спровоцировать ДТП ведь знаки располагаются некорректно, их видно на небольшом расстоянии,
– пояснил Кава.

Эксперт отметил – государство относится к водителю очень однобоко. Вина за все случаи на дорогах возлагается, в основном, на водителя. Хотя само государство далеко не все делает для обеспечения безопасности. Дорожный фонд эту ситуацию изменит.

Дальше – больше?

Генеральный директор Всеукраинской Ассоциация автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко в комментарии сайту "24" отметил, что дорожный фонд в Украине нужен.

После отмены транспортного сбора был введен дополнительный сбор на топливо. И все мы сейчас, двигаясь по дорогам Украины, платим за ремонт дорог. Но у семи нянек дитя без глаза: когда средства идут в бюджет, а оттуда уже-то выделяют на дороги, как кому заблагорассудится,
– сказал он.

По его мнению, создание фонда – это только первый шаг в решении проблемы финансирования дорог.

Я бы пошел дальше: чтобы все средства со сбора на горючее поступали только в этот фонд. И финансировать дороги в зависимости от того, сколько топлива продается в какой области. Чем больше ездят – тем больше заправляют. Например, в регионе, где дорожное движение небольшое, там мало кто ездит, то дороги и ремонтировать не нужно. И выделять туда средства – это только их разворовывать,
– пояснил эксперт.

Впрочем, пока законопроект ожидает второе чтение и принятие в целом. Остается верить, что наши законодатели эту хорошую инициативу не провалят.

Читайте также: Дорожная реформа: что нового ждет водителей, пешеходов и велосипедистов