В странах и сообществах, которые ни в коем случае нельзя назвать развитыми, действует достаточно специфическая и искаженная версия закона Парето. В подобных случаях говорить следует не о принципе 20/80, а о принципе 5/95, особенно если речь заходит о деньгах и вариантах как лучше их потратить. В Украине разрыв между богатыми и бедными слоями населения, конечно, не так критичен, как где-то в Зимбабве или ЦАР, но все равно ощутим, поэтому некоторые проблемы и вопросы действительно слишком далеки от народа. Об этом для портала "Без Табу" написал Гриць Яковлевич Вареник.

Когда в прошлом году лидеры общественного мнения кричали из-за неприлично плохого сервиса и завышенных цен на рейсы авиакомпании, принадлежащей Игорю Коломойскому, никто не подумал о главном просчете, из-за которого история так и не раскрутилась в нужном масштабе. Нет, люди с опытом зарубежных путешествий охотно подтверждали, что даже зарубежные лоукостеры и МАУ это небо и земля, но сколько было таких людей? Если во время переписи населения спросить у каждого, пользовался ли он хотя бы раз услугами воздушного транспорта, то не менее 95 процентов граждан Украины ответят "нет". Никто не удивится, даже если реальная цифра равна не 95, а 97-98 процентам.

Именно поэтому среднестатистического украинца проблемы пассажирских авиаперевозок не заинтересовали абсолютно – не по Сеньке шапка, так сказать. В стране, где чуть ли не каждый пятый имеет какие-то пороки сердечно-сосудистой системы, многие элементарно не могут летать из-за медицинских противопоказаний. А еще больше тех, кому летать противопоказано не врачом, а семейным бюджетом – обычный токарь дядя Николай из Харькова, например, вынужден будет отдать месячную зарплату за билет эконом-класса на рейс Киев – Амстердам.

Хотя какой к черту Амстердам, когда даже поездка на могилу к родителям, скажем, в Долину является для дяди Николая неподъемной с финансовой точки зрения. Ну разве что раз в год и каким-то дешевым рейсом без пересадки. Для страны со средней зарплатой в сто долларов в месяц подобные явления, к сожалению, вполне нормальные. Именно поэтому стоимость билета в Брюссель от МАУ за 15 тысяч гривен – то уж слишком далеко для общественности.

Пройдите тест: 12 или 16 млн? Сколько в Украине работающего населения?

Если же говорить о новом законе, который касается приобретения подержанных автомобилей за рубежом, то принцип 5/95 снова даст о себе знать. Самых богатых украинцев эти вопросы будут волновать разве что в одном случае – кому-то из коллекционеров автомобильной старины захочется приобрести себе какое-то раритетное и аристократическое авто. Но таких людей в наших краях можно пересчитать по пальцам двух рук, а большинство богачей приобретут или новенький Бентли или Мерседес, или какое-то пафосное, но бездушное изделие азиатской автопромышленности. Поэтому какие-то новые ограничения на ввоз их просто не интересуют, как и предметы автомобильной старины.

Бедным украинцам тоже нет никакого дела до старых иномарок. Для людей, которые всю сознательную жизнь еще со времен правления любого Леонида Ильича привыкли жить на одну (причем неприлично скромную) зарплату, автомобиль всегда был далекой и недостижимой мечтой. Кому повезло дождаться своей очереди и приобрести желаемые Жигули к распаду СССР -– те возятся со своими "железными конями" и до сих пор, постоянно латая ржавое днище и ища нужные автозапчасти, которых в последнее время прогнозируемо меньше. Всем остальным приходится с иронической улыбкой вспоминать старый анекдот о бедности: "Деньги, сынок, это машины, дорогая выпивка и красивые женщины, а отсутствие денег – трамвай, чай и твоя мать". Некоторые даже никогда не пытался получить водительское удостоверение, понимая, что приобрести себе машину "для удовольствия" не получится, а таксистом отрабатывать очень не хочется. Жить такой жизнью, конечно же, скучно – работа-дом-работа-могила, как сказал бы герой культового фильма времен перестройки. Но половина рядовых украинцев именно так и живет.

Вот кому действительно станет плохо от нововведений, так это желающим собственноручно поехать за границу ради приобретения относительно дешевой и качественной машины. Известный блогер Иван Оберемко очень точно приметил, что купить что-то совсем уж бюджетное новый закон просто не позволит, и почти не поцарапанная Шкода за 4-5 тысяч евро будет чуть ли не самым дешевым вариантом. И на перекупщиков-"челноков" надеяться уже точно не получится из-за запрета на перепродажу, потому требовательному автолюбителю придется закладывать в бюджет еще и расходы на поездку и проживание за рубежом. Для человека, который желает максимально сэкономить, даже неделя проживания где-то в Польше или Словакии может вылиться в копеечку – но нет никакой гарантии того, что за неделю удастся найти нужное авто в рабочем состоянии! Одним словом, хотели якобы как лучше, а получилось как всегда.

Однако изюминка ситуации в том, что о новом законе среднестатистический украинец забудет уже через несколько месяцев, если не через несколько недель. Уже на носу довыборы в Верховную Раду, а там и до отопительного сезона недалеко. Плебсу неинтересно слушать о подержанных иномарках, плебс хочет говорить о завышенных коммунальных тарифах. И воры должны сидеть в тюрьме – вот что людей интересует, как сказал бы герой другого культового советского фильма, на этот раз многосерийного. Так что волна недовольства пройдет так же быстро, как и поднялась.

Вот такое оно, движение украинской жизни, если на минутку выбраться из Фейсбука, снять розовые очки, которые так любит немногочисленный средний класс, и взглянуть вокруг.