Всеправославный Собор на Крите

В июне 2016 года на Крите состоится 8-й Собор, на котором соберутся представители крупнейших православных церквей. Ожидалось, что на этом Соборе может быть решен вопрос Киевского Патриархата, признание его как такового, который является канонической церковью. Однако на подготовительной встрече в Женеве было принято решение снять этот вопрос с повестки дня, и его не включили в повестку дня Собора.

— Ни один Собор не готовился так долго, как этот. Но мы рады, что наконец он якобы будет созван в июне. Вопросы, которые будут там рассматриваться, не актуальны. Актуальным вопросом является автокефалия. Это исправить невозможно потому, что уже договорились по вопросам, которые будут обсуждать на Соборе. Какое значение будет иметь этот Собор? Он будет иметь значение, что все Православные Церкви являются едиными и единодушными. Это и является главной целью этого Всеправославного Собора, что православие не разобщено, а единое. Второй вопрос, который не будет рассматриваться, но он вытекает из этого же созыва — это роль Вселенского Патриарха. Варфоломей будет или иной Патриарх. Это означает, что он имеет первенство не только по чести, но и имеет некоторые преимущества перед другими.

Не Москва созывает, а созывает Вселенский Патриарх. Он председательствует на этих Соборах. И это уже дает какое-то преимущество Вселенскому Патриарху. Это не имеет значения, а вопросы, которые там будут. Ну, например, о браке, о посте, об отношении к современному миру. Во-первых, все эти вопросы уже решены и мы в этом живем. Просто будет зафиксировано то, что в действительности происходит. Поэтому большого значения сами эти вопросы для церкви не имеют, и они не принесут никакого изменения,
— говорит Филарет.

Признание УПЦ КП

В протоколе Женевской встречи записано, что Московский Патриархат, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата — единственная каноническая церковь в Украине.

— Дело в том, что вопрос автокефалии не будет поставлен ​​на предстоящем Соборе. Не потому, что в этом заинтересована Украинская Церковь, есть еще и другие церкви. Например, Македонская тоже провозгласила свою автокефалию и тоже имеет конфликтную ситуацию со своей Церковью Сербской. Черногорская Церковь тоже в таком положении.

Относительно вопроса автокефалии нет единого мнения, и поэтому из-за того, что его нет, этот вопрос на Собор не выносится. Если его вынесут на Собор, он может вызвать разногласия и не будет тогда единства. А Собор созывается для того, чтобы засвидетельствовать единство православия,
— объясняет Патриарх.

— Нету единогласного решения по этому вопросу. Есть разные мнения. Одни думают, что автокефалию может предоставить "церковь-мать". Москва думает, что она — "церковь-мать". А Константинополь думает, что Константинопольский Патриархат является "церковью-матерью" потому, что эта церковь не признает законным, каноническим присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату.

Чего боится Московский Патриархат

— Константинопольский Вселенский Патриарх не хочет ссориться с Московским Патриархом. Потому что для него важно зафиксировать единство, а ссора — это уже не единство. И поэтому выбираются темы для будущего Собора такие, где нет разногласий.

Но Украинская Церковь имеет очень большое значение потому, что сейчас Москва претендует на первенство среди Православных Церквей. Она сегодня на 5-м месте, а хочет быть первой,
— отметил Патриарх Киевский.

​— Почему она первой хочет быть? Потому что она самая большая. И, как самая большая ​— самая влиятельная. А самая влиятельная и самая большая она благодаря Украинской Церкви потому, что Украинская Церковь составляет почти половину Московского Патриархата. Если Украинская Церковь отделяется от Московского Патриархата, то тогда Московский Патриархат становится слабее и рядом с ним становится почти такая же Церковь Украинская. И Москва уже не сможет влиять на мировое православие так, как она влияет сейчас.

Украинская Церковь для Московского Патриархата имеет не только церковное значение, но и политическое. Потому что если бы не было Киевского Патриархата, то сегодня в Украине царил бы Путин,
​— говорит он.

Первое лицо в Церкви

В 1992 году на одном торжественном обеде, где присутствовали представители российской власти, один из них благодарил Патриарха Алексия Второго Ридигера за то, что ему удалось сохранить единство всех Православных Церквей бывшего СССР, чего не удалось сохранить российским властям. Филарету тогда не хватило голосов и первым лицом в Церкви стал Алексей.

​— Я на Соборе говорил об этом, что я мог стать, но я полагался на волю Божию. И молился, чтобы на мне была воля Божья, а не мое желание. Если бы я ставил цель стать Патриархом Московским ​— я бы стал. За этим не жалею потому, что я хочу служить Богу и выполнять Его волю, а не свою. И потому, что думаю о вечной жизни, а не о временной, а если не по воле Божией ​— я не хотел быть Московским Патриархом. Богу было угодно, чтобы я не стал Московским Патриархом.

Граница между церковью и политикой

​— Первое лицо, то есть Патриарх и церковь в целом, в политику не должно вмешиваться. Но оно не может не влиять на политику. Оно не имеет права вмешиваться и оно не вмешивается. Но оно влияет, потому что оно воспитывает народ в том или ином духе. Церковь может влиять морально. Когда начинаются выборы, то кандидаты в народные депутаты очень часто посещают церковь, встречаются с церковными деятелями и просят поддержки. Это влияет на прихожан, но наша Церковь поддерживает не одну какую-то политическую партию, а поддерживает те партии, которые поддерживают Украинское Государство. А те партии, которые не поддерживают Украинское Государство, наша Церковь не поддерживает.

Я вот для примера приведу — коммунистов мы не поддерживали и не благословляли. "Партию регионов" — если в партии были депутаты, которые поддерживали украинское государство, а там были такие, то Церковь поддерживала их,
— говорит Филарет.

— Если бы не было Киевского Патриархата, то Путин был бы в Украине. А почему? Потому что Киевский Патриархат стоит на государственных позициях и эта государственная позиция заключается в том, что он поддерживает нашу армию, поддерживает власть, которая стоит на государственных позициях независимой Украины. Янукович, когда стал поддерживать украинское государство, мы выступили против и мы поддержали Майдан.

Как УПЦ МП называет агрессию России в Украине

— Украинская Православная Церковь Московского Патриархата зависит от Московского Патриархата. Священники Московского Патриархата подчинены епископам. А епископы подчинены предстоятелю Украинской Церкви, а предстоятель подчинен Московскому Патриарху. Он является постоянным членом российского Синода и поэтому здесь полная политическая зависимость Украинской Православной Церкви не только от украинской власти, но и зависимость от российских властей.

Поэтому руководство Украинской Православной Церкви Московского Патриархата не называет вмешательство России в Крым и Донбасс агрессией, а повторяет слова Москвы, это — гражданская война. Что это украинцы с украинцами воюют, что Россия не причастна к этому. Но руководство Украинской Церкви Московского Патриархата не признает участия в этой войне России. Потому что политически зависимы от Московской патриархии,
— отметил Патриарх.

— Для того, чтобы достичь единения всего православия в Украине, мы считаем, что не надо разжигать рознь. И ради этого, чтобы не разжигать вражду, мы не применяем силы по отношению к Московскому приходу. Хотя могли бы применить.

Предложение захватить Лавру

— После Майдана нам предлагали захватить Лавру, и силы Майдана были на нашей стороне, но мы категорически отказались от этого. Потому что нам не нужны дома и верующие. А сами сооружения нам не нужны, нам нужны люди. А для этого нужно, чтобы они добровольно пришли. Верующие Московского патриархата, увидев на этой необъявленной войне, какую занимает позицию Московский патриархат и какую позицию занимает Киевский патриархат, увидели в Киевском патриархате патриотическую позицию, а в позиции Московского патриархата — не патриотическую. И поэтому переходят. И этот переход происходит безболезненно, в тех местах областных, районных, где есть несколько храмов, то просто из Московского храма верующие переходят в Киевский храм спокойно.

Москва не позволит объединения, будет присоединение. И оно уже началось. Количество приходов еще не говорит о количестве верующих,
— говорит священнослужитель.

— Московский патриархат считает, что у него 12 тысяч зарегистрированных уставов. В Киевском патриархате приходов около 5 тысяч. Может, сейчас даже больше 5 тысяч. А количество верующих, согласно социологическим опросам, в Киевском патриархате — 40% населения Украины, а в Московском — 20% на эти 12 тысяч приходов. Вот возьмем Крещение. По подсчетам полиции, на Крещение воду брали примерно 120 тысяч человек во Владимирском соборе. Но эти 120 тысяч не посещают каждое воскресенье собор. В воскресенье посещают церковь примерно 5 тысяч, а не 120. Но 120 тысяч пришли же к нам, значит они ассоциируют себя с Киевским патриархатом. Поэтому я считаю, что эти соцопросы правдоподобны.

Киевский патриархат все силы бросил на защиту своего государства, своего народа. Не только своей церкви, а в целом украинского государства,
— добавил он.

Больше — смотрите в программе.