О том, как сделать свое увлечение собственной профессией и при этом не разочароваться в нем, что нужно, чтобы достичь первенства в своей работе и что изменилось в украинском кино – читайте в его интервью сайту "24".

Андрій Халпахчі

О Вас пишут, что Вы – киноман международного класса. У киноманов есть классификация?

Это просто красивая фраза. Другое дело, что начиная кинодеятельность, было важно иметь международные связи. Сейчас мы готовим Каннский фестиваль, и уже огромное количество людей едет туда: продюсеры, журналисты, организаторы, отборочники.

25 лет я был единственным представителем Украины на Каннском кинофестивале. Кто-то интересовался Украиной, кому-то ее надо было представить, поэтому международные связи завязывались многие годы. Много лет они существуют. Поэтому это международный уровень.

А Вы – киноман?

Трудно сказать. Я был киноманом, когда не занимался этой профессией. Тогда это было для себя, для ознакомления, удовольствия. Когда ты смотришь кино с целью отбора для фестиваля, проката или иных профессиональных направлений, то уже – работа.

Кроме того, кинематограф немного изменился. Я чувствую себя киноманом, когда смотрю старое классическое кино, и делаю это с удовольствием. Вчера пролистал программу французской синематеки, там более 25 кинозалов. Они дают циклы и такие каталоги на квартал. Вот весна в Синематеке. Что-то я видел, что-то хотел бы пересмотреть. В том направлении я – киноман. Современное кино такого удовольствия не дает.

Андрій Халпахчі

Почему?

Несколько упал уровень современного кинематографа. Он не дотягивает до 60-х годов прошлого столетия, или до фантастического американского периода 40-50-х. Сегодняшнее кино более технологичное, но в меньшей степени – художественное.

Из-за массовости?

Разделение на массовое или арт-хаусное кино является искусственным, как по мне. Есть хорошее кино и есть – плохое. Такая комедия, которая у нас шла под названием "В джазе только девушки" – это массовое кино или арт-хаусное? Потому что это изысканное кино, и с этой точки это – арт-хаус.

Я бы сказала, что это классика.

Классика. Но сделанная для массового кино. Есть такая фраза Чаплина, которую любит цитировать Ежи Гофман: "Я делаю кино для Эйнштейна и для кухарок". Это, наверное, наиболее совершенный вид искусства – сделать кино для всех. И это – наиболее трудная задача.

Сейчас оно уже не такое – не для Эйнштейна и кухарок?

Такого уровня кино почти нет.

Андрій Халпахчі

Кино сегодня – это бизнес или искусство?

Кино всегда было бизнесом. Любое настоящее искусство является бизнесом. Опера – это бизнес. Живопись – это бизнес. Пикассо замечательный бизнес сделал на своих работах. И кино – это бизнес. Просто есть дешевый бизнес, а есть художественный.

Украинский кинематограф сегодня какой?

Много лет был никакой. Упоминались только великие традиции украинского художественного кино. Много причин тому, что он был никакой. Как говорят французы, продуцируют ежегодно почти 300 фильмов: дай бог, чтобы среди 100 фильмов хотя бы один был шедевром. Надо иметь хотя бы 100 фильмов, чтоб иметь один шедевр. А если снимались 3 фильма, потом даже 15 – это очень мало.

Но сегодня украинское кино выходит на должный уровень. По крайней мере, новые фильмы, которые еще не выходили на экраны. Такие как "Мир вашему дому". Это как раз фильм, который затронет и массы, и должен понравиться интеллектуалам. Другая картина, которая мне очень понравилась, – это словацко-украинская копродукция "Граница". Очень интересная история о вхождении Словакии в Шенген, и о том, как люди жили контрабандой и спекуляцией, которая происходила на границе. Еще один интересный дебют Аркадия Непиталюка – "Припутни". Это история небольшого городка, с прекрасно сделанными характерами. Надеюсь, фильмов будет еще больше, потому будет из чего выбирать.

Еще важная задача – чтобы украинский зритель поверил в украинское кино, не только я.

Андрій Халпахчі

Когда ты можешь зарабатывать тем, что любишь делать – это большое счастье. Вы счастливый человек?

Понятие счастья – это относительная вещь. Наверное, недалекие и глупые люди чувствуют себя всегда счастливыми.

Да, работа должна кормить, так или иначе, но это не самоцель, чтобы много заработать. Но эта работа, действительно, приносит удовольствие, потому что это и международные связи, и общение с интересными людьми. Я не думаю, что человек рождается для счастья. Человек рождается, чтобы жить и что-то делать. Но надо находить удовольствие во всем, что ты делаешь.