Ни снега, ни асфальта

Сказать то, что украинские дороги находятся в плачевном состоянии – не сказать ничего. А после снежной зимы – и подавно. Ведь со снегом местами нередко сходят и целые куски асфальта. Всё в "лучших" украинских традициях: дорогу починили некачественно, спешили, не хватало средств, на части материалов сэкономили. И самое главное – виноватых нет.

Гарантия качества дорог должна составлять не год и не два. Эксперты отмечают: эксплуатация дорог – это 10-25 лет, учитывая, конечно, класс дороги. Однако специалисты констатируют: несмотря на уровень бюджетного финансирования и коэффициент выхода из строя дорог, в Украине наблюдается тенденция к ухудшению общего состояния автодорог.


Дорога курильщика и дорога здорового человека

Однако, если верить заявлениям президента Порошенко, на строительство дорог в Украине в этом году дополнительно будет выделено 15 млрд гривен от Национального банка Украины. Кроме этого, дороги будут восстанавливать за счет облигаций внутреннего госзайма. Поможет и Министерство финансов. Вместе с тем, президент заверил, что в 2017 году в Украине должно быть построено 2,5 тысячи километров дорог.

В свою очередь премьер Владимир Гройсман – тоже за строительство новых дорог. Он, во время прошлогодних инспекций дорог центральной части Украины, пообещал выделить на автодороги рекордные 35-40 миллиардов гривен. Ремонтировать украинские дороги Гройсман хочет иностранной техникой, но руками отечественных строителей. Но, как известно, обещать деньги – не значит их дать.

Лучше не станут

Такие амбициозные заявления чиновников, эксперты считают абсолютно необоснованными. Если брать баланс потребления топлива в Украине, то на украинские дороги надо тратить от 40 до 60 миллиардов гривен. Однако эти деньги просто исчезают где-то "в недрах Кабмина", отметил эксперт по транспортным вопросам Вячеслав Коновалов на пресс-конференции на тему: "Девяносто процентов столичных дорог нуждаются в ремонте: куда идут бюджетные деньги?" в понедельник, 27 февраля.

Отталкиваясь от того, в каком состоянии сейчас находятся украинские дороги в столице, потребность Киева в деньгах для нормального капитального ремонта инфраструктуры, к которому относят и дороги, и мосты, и переходы, и различные коммуникации, составляет около 20 млрд гривен, говорит Виктор Медведь, эксперт по транспортным вопросам. Однако на это направление в 2017 году запланировано примерно 2 миллиарда. То есть, говорит эксперт, десятая часть тех денег, которые необходимы. Понятно, что этого недостаточно, чтобы работы выполнить качественно и в полном объеме.

На эти запланированные 2 миллиарда гривен, в том числе, ляжет коррупционная составляющая, которая составляет, как правило, 20-30%, соответственно уже выходит ориентировочно 1,4 миллиарда. Плюс вопрос, связанный собственно с неэффективностью строительных работ, которые идут не в сезон, с нарушениями и тому подобное. Это еще порядка 30% эффективности,
– подчеркивает Медведь.

Таким образом, добавляет он, нельзя говорить о том, что дороги станут лучше. Дороги восстановятся до такого же уровня, как были в прошлом году.

В пользу одного района

Новое дыхание этого года точно почувствуют столичные дороги. Правда, не все, а только в отдельных районах – точнее, в левобережной части города. Ведь в 2017 году в связи с проведением Евровидения в Международном выставочном центре основная часть денег, выделенных на ремонт столичных дорог, говорит Вячеслав Коновалов, "осядет" в районе станции метро Левобережная. Про остальные районы Киев могут просто забыть.

В этом году столицу ждет серьезный "перекос" в связи с Евровидением. Даже тот миллиард, что останется, сильно "раздерибанят" в сторону Русановки, Левобережной.Про остальные районы Киева, скажем так, забудут,
– отмечает Коновалов.

Все бы ничего, – только бы не случилось так, как с Чемпионатом Европы по футболу–2012, когда к футбольному форуму строили дороги и уверяли, что гарантия качества составит 25 лет. Однако на самом деле, говорит эксперт, подрядчики скромно признавались, что даже эти суперсовременные дороги дают гарантию качества только на год.


Основная часть средств на ремонт столичных дорог сконцентрируется именно в этом районе

Хотя "Киевавтодор" показывает, что с каждым подрядчиком заключены дополнительные соглашения к договору, и в случае, если асфальт сойдет вместе со снегом, подрядчик проведет определенные работы. Правда, по словам Коновалова, это происходит лишь формально. Скажем, со снегом сошело несколько километров дороги, а работы сделали только на участке 100-200 метров в виде косметического ремонта. На этом все и завершилось.

Немало недостатков, по словам экспертов, и в самом функционировании "Киевавтодора". Сейчас в структуру входит около 30 предприятий. Проследить за ними сложно, потому что нет общей статистики по функционированию каждого из них. Поэтому для качественно новых дорог реформа этой корпорации для столицы – приоритет номер один.

Коррупция и дороги

Конечно же, без коррупции в Украине не обойдется ничто. Коррупционная составляющая строительства и ремонта дорог в Украине составляет от 20% до 60%, отмечают эксперты. Во-первых – чистая коррупция, ориентировочно 20-30% – в зависимости от стоимости автодорог. Во-вторых – физическое хищение материалов, использование их не по целевому назначения и тому подобное. Потому что, когда строится дорога, у некоторых людей, причастных к процессу, появляются дачи, коммерческие объекты и так далее.


Коррупция при строительстве или ремонте дорог есть как в Украине, так за рубежом. Только форма – другая. Фото Getty Images

Причем структура себестоимости строительства или ремонта дорог в Украине ниже, чем, например, за рубежом, отмечает Медведь. Ведь практически все необходимые материалы мы тмеем – начиная от битума, заканчивая щебнем. Однако, схемы у нас хитрые.

У нас дороги строят иностранные компании, они заходят, получают деньги на себя, берут в Украине подрядчиков, которые выполняют все черновые работы и зарабатывают копейки, а основные деньги идут в Европу,
– говорит Медведь.

При заключении договора подрядчик должен дать гарантию на восстановленную им часть дороги. Достаточно часто такие гарантии отсутствуют и при необходимом, как минимум, 8-10-летнем сроке эксплуатации, дороги изнашиваются за год, а то и меньше. Чтобы решить эту проблему – необходимо создать профессиональные страховые институты, которые будут оберегать от рисков невыполненных обязанностей подрядчика. А это, кроме других нюансов – серьезные изменения в Хозяйственном, Гражданском кодексах, в законе о страховании. Сейчас в 80% случаев, говорят эксперты, страховые компании не выполняют свои обязанности.

Поэтому на вопрос "чем закончится ремонт дорог в этом году" эксперты отвечают: главные дороги отремонтируют, а проблемы в спальных районах, небольшие улицы – останутся в том виде, в котором они и были.

Читайте также: Транспортные налоги-2017: за что будут платить украинские водители