Речь идет о законопроекте "О стимулировании развития рынка электротранспорта в Украине", который, среди прочего, предусматривает уменьшение НДС и отмену сбора акциза на импорт и продажу электромобилей.

Глава Мининфраструктуры Владимир Омелян отметил: если этот законопроект примут – электромобили для населения могут подешеветь более чем на 40%.

Что предлагают?

Авторы законопроекта предлагают освободить ввоз электромобилей в Украине от уплаты НДС, от регистрационного сбора в Пенсионный фонд при первой регистрации авто, а также от уплаты акциза на импорт и продажу электромобилей на 5 лет.

В планах министерства – то же самое сделать относительно зарядных станций на 5 лет. Потом – на 10 лет. То есть снять импортный НДС, акциз на комплектующие к электрокарам и зарядным станциям. Это, по словам советника министра инфраструктуры Украины Александра Озерана, должно дать сигнал инвесторам заходить на рынок Украины по сборке электрокаров.

Однако и это еще не все. Также на 15 лет хотят обнулить ставку НДС на производство электрического транспорта, в частности, электромобилей, электробусов, электрогрузовиков, электромотоциклов. Среди дополнительных плюсов – бесплатная парковка по всей Украине (сейчас действует только в Киеве), возможность использования полос для общественного транспорта при условии езды на электромобиле и тому подобное.

Заметим, такие бонусы для "зеленого" транспорта – пока только в планах. Хотя министерство рассчитывает на принятие законопроекта народными депутатами уже этим летом.

Как это работает сейчас?

В то время, как радужные перспективы для экологического транспорта пока остаются только на бумаге, сейчас на поддержание роста количества электромобилей в Украине действует закон №1674, согласно которому, как известно, установлена нулевая ставка ввозной пошлины на автомобили, оснащенные электродвигателем. В то же время сегодня при покупке электромобиля необходимо оплатить оценочную стоимость авто, НДС в размере 20% и разовый платеж 109 евро с единицы авто.

Ввізне мито на електромобілі в Україні – скасовано
Ввозная пошлина на электромобили в Украине – отменена

С тем, что для импорта электрокаров Украина создает выгодные условия, соглашается директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, ведь после законопроекта, который отменил пошлину, импорт электромобилей в Украине, по его словам, увеличился.

Второй момент – цена горючего и электроэнергии. Сейчас существует существенная разница между этими ценами. С ростом курса доллара цена на горючее растёт, а вот электроэнергия остается в одной и той же постоянной ценовой нише – она в Украине, отмечает эксперт, достаточно дешевая.

Без единых правил пользования "зарядкой"

Украинцы поверили в то, что электроавтомобиль – это надежно и комфортно, отмечает председатель правления Украинской ассоциации участников рынка электромобилей Арсений Абдураимов. Сейчас пошла вторая "волна" тех, кто хотел бы ездить на электромобилях. Первые из тех, кто покупал электрокары, были своего рода авантюристами, которые не боялись рисковать, говорит специалист.

Кроме того, рынок хорошо стимулирован подержанными электромобилями. Это в основном трёх-, четырёхлетние "зеленые" авто, которые ввозятся в Украину по весьма доступным ценам. Такие электрокары – это хороший вариант "на пробу", поэтому они действительно набирают популярность.

Не отстает также инфраструктура. Например, мобильное приложение "plug share" позволяет отслеживать динамику и локации зарядных станций для электромобилей во всем мире, в том числе в Украине. Существуют также зарядные точки, где можно подзарядиться переменным током и суперчарджеры с постоянным током. Проблема в том, говорит Абдураимов, что нет единых правил пользования этой инфраструктурой. Каждый, кто устанавливает зарядную станцию или точку подзарядки электромобиля, сам определяет условия её использования.

Єдиних правил користування зарядними станціями немає
Единых правил пользования зарядными станциями пока не выработали

"Уже достаточно точёк подзарядок. Но непонятно как ими пользоваться. Сегодня подъехал, зарядился, а завтра там что-то изменилось, это вызывает большой дискомфорт у пользователей электромобилей", – подчеркнул Абдураимов.

Электромобиль или бензиновый: что дешевле

Вопрос "цены передвижения", конечно, едва ли не на самом первом месте, когда речь идёт о выборе автомобиля. Что касается выбора между электрическим и бензиновым автомобилем – мнения экспертов по этому поводу разнятся. Однако большинство всё же согласны, что ездить на электрокаре сегодня выгоднее, чем на бензиновом или дизельном авто, ведь хоть цена на электроэнергию и повышается после того, как растут цены на бензин, ездить на электричестве все же бюджетней.

Три-четыре месяца назад в Украине несколько выросли цены на бензин, сейчас видим небольшое пропорциональное повышение цен на электроэнергию,
– отмечает Абдураимов.

Если смотреть на расход, то среднестатистический электромобиль, говорит Абдураимов, тратит на трассе примерно 100-120 Вт на 1 км, кроссовер или больше электромобиль потребляет до 200 Вт на 1 км. Для среднестатистического электромобиля 10 кВт хватит на 100 км – в денежном выражении это получается около 20 гривен.

Зато бензиновый автомобиль на трассе в 100 км потратит примерно 4-6 литров. Если умножить это на минимальных 22 гривны стоимости бензина (хотя такую цену уже сложно найти, сейчас в среднем это 25 грн) – это уже в 5 раз дороже, говорит эксперт. И к этому стоит добавить, замечает эксперт, что бензиновые авто дороже в обслуживании, они нуждаются в замене фильтров, масла, жидкости, которых в электромобили нет вообще.

Свои плюсы и минусы есть и эко-автомобиля. Эти авто просты в обслуживании, дешевле в заправке, экологичнее, однако высокая стоимость батареи (хотя производители и дают гарантию на 10 и более лет, электрокар за такое время может уже "сноситься"), пока что небольшое количество заправочных электростанций и ограничена скорость до 100 км / ч – не делают электрические автомобили идеальными.

Електроавтомобілі екологічніші, однак обмеженні по швидкостіЭлектроавтомобили экологичнее, однако ограничены в скорости

Будет ещё больше

Однако даже несмотря на некоторое несовершенство, темпы развития электромобилей в Украине – действительно высокие. По данным исследования InsideEVs.com, Украина попала в пятерку лидеров "быстрого роста доли электрокаров", опередив США, Нидерланды и Японию. Быстрее, чем в Украине, электротранспорт развивается только в Исландии, Швеции, Норвегии и Китае.

Согласно исследованию издания – большинство электромобилей попадают в Украину после более чем двухлетнего использования в европейских странах. Половина из них – Nissan Leaf.

Поэтому имеем потенциал к развитию и увеличению зеленого транспорта в Украине – электромобили активно заходят на украинский рынок. А с успешным принятием вышеупомянутого законопроекта и удешевлением на 40% электрокары станут еще более доступными как для потребителей, так и для потенциальных производителей внутри страны и для импортеров, которые сейчас формируют этот рынок.

Читайте также: Электромобили в Украине без пошлины: где и за сколько купить такую машину