Продолжаем проект «История одного музыканта», который рассказывает о людях, которые ходят рядом с нами, ездят в маршрутках, а все свое свободное время полностью посвящают музыке.

Эти люди живут на среднестатистические зарплаты или стипендии, питаются не красной рыбой и фуагра, а едят вместе с нами в дешевых кнайпах вареники. И эта простота скрывает за собой невероятных людей, чей талант не каждый почему-то берется разглядеть. Они тянут вверх себя сами, самостоятельно пишут песни и ищут своей точки назначения.

Мы уже познакомили вас с Володей Бедзвиным, Лесиком Драчуком, Юлей Винтюк, Иваном Лузаном и Егором Грушиным.

Сегодня у нас в гостях музыкантша из Кировограда, которая по прихоти судьбы и прихоти собственной попала во Львов, а затем и в Варшаву.

Когда впервые видишь Аленку, то никогда и подумать не сможешь, что ее основному музыкальному "ребенку", а именно - группе "Бурдон", уже 10 лет! Группа уже выпустила 4 альбома (презентация последнего состоялась буквально на днях, его название "Девица"). Кроме "Бурдона" Аленку можно увидеть в группе "Татош Банда", где она также скрипалит.

В одну из уже привычных львовских пятничных вьюг мы с Ленкой умудрились попасть в кафе, где удалось поговорить за теплым глинтвейном.

От «Права на сказку» до «Бурдона»

В Украину Ты, скажем, заехала презентовать альбом «Бурдона». Живешь сейчас в Польше. Не трудно так там без родной группы?

Так, я сейчас живу в Варшаве: поехала на стипендию Gaude Polonia прошлого года. И со временем поняла, что мне мало времени и немного «задержалась» там. А с «Бурдоном» у нас был период застоя, сама не знаю, почему так случилось... Наверное, устали, такое иногда бывает: 10 лет играешь, со временем начинаешь искать других творческих путей и не всегда с теми людьми, с которыми ты те 10 лет провел, по дороге. Но наконец альбом, который писался полтора года, появился, что нас на самом деле очень поддержало, собрало вместе и поспособствовало тому, что нам всем снова захотелось вместе играть. Более того, к нам еще и вернулась наша первая вокалистка Оксана, поэтому у нас теперь будет расширенный состав - три вокала.

Кроме вашего постоянного состава, бывало, что на выступления приглашали других музыкантов, не из вашей группы. До сих пор так экспериментируете?

Это было в начале существования «Бурдона». Сейчас - наоборот, все меньше практикуем. Кроме того, наша «старая» вокалистка, которая сейчас снова вернулась, научилась играть на аккордеоне и на свирели, и у нас теперь еще 2 дополнительные инструменты.

Кстати, это уже 10 лет вы играете, а помнишь момент, когда вы впервые собрались и начали что-то играть?

Ооо, конечно (задумчиво улыбается, - «24»), все-все помню. Когда я только поступала в Львовскую Консерваторию, то существовала группа «Право на сказку», в которой играли студенты Консерватории и Художественной академии (сегодня Львовская национальная академия искусств, - «24»).

Я смотрела на них и думала «Боже, какие прекрасные люди, как бы я хотела с ними познакомиться и вместе поиграть».

А они - все такие хиппи конца 90-х, и я приехала тогда из Кировограда именно с такой среды и мне очень не хватало моих друзей. И потом все случилось именно так, как и должно быть: мы познакомились, оказалось, что у нас много общих друзей. Они пригласили меня к себе играть и мы даже сыграли один концерт, правда, так сложилось, что он был и последним: стало понятно, что это был проект скорее студенческо-любительский, но в очень хорошем смысле этого слова. Кстати, еще было такое общество конца 90-х ХЛАМ - художники, литераторы, актеры и музыканты, которые также часто собирались и творили очень красивые вещи.

А после распада «Права на сказку», мы хоть играть вместе и прекратили, но продолжали общаться. А вскоре, во время театрального фестиваля «Золотой Лев», мы случайно встретились с Ростиком (Ростислав Татомир, - музыкант, вокалист «Бурдона» - «24»). Это была осень 2002 года. И он мне говорит: «Лена, столько классных музыкантов во Львове» Может что-то поиграем? Приходи как-то в гости». Впоследствии, я и моя подруга флейтистка, которая сейчас живет в Хмельницком, а раньше играла вместе с нами, все-таки позвонили Ростику и сказали, что идем в гости. Вот мы сели себе с флейтой, я - со скрипкой, Ростик - с мандолиной и гитарой... и сошлись мы на интересе к скандинавской музыке. Кстати, этот день - 17 ноября 2002 года - я записала в своей голове, как первую репетицию. А уже в ночь с 12 на 13 декабря, на Андрея, мы записали наш первый эфир на радио. С нами тогда еще на эфире были несколько львовских групп, в частности, «Королевские зайцы».

Вы уже тогда назывались «Бурдоном»?

Так. Но мы не могли долго придумать название. Сколько вариантов мы рассматривали, у нас был огромный перечень названий и ничего не нравилось: рассматривали варианты «Просто неба», «Оранжевый сундук». Кстати, последний тогда не был привязан к никаким событиям, поэтому был 2002 год, но теперь мы задумываемся - хорошо, что мы так и не представились, потому что потом бы всячески привязывали наше название к событиям 2004-го.

А потом мне позвонил Ростик и сказал: «Елена, у меня для тебя плохая новость: мы называемся «Бурдон».

Я тогда подумала: «Боже, Бурдон? То же можно языка поломать!». Это было собственно 12-го днем :)

Ну, мужское такое название!

Да абсолютно (смеется). Впечатления - как в стиральную машинку набросали камней. А мы все играем на скрипочках, флейтах романтическую скандинавскую и французскую музыку. Но потом привыкли: ну Бурдон, так и Бурдон.

И, сразу через несколько дней после того эфира, 19 декабря, состоялся наш первый концерт в рамках фестиваля старинной музыки «Мистерия». Фактически, получилось так, что мы за три недели сделали программу и появилась группа ... действительно, случайно, ибо карьеры мы какой-то не планировали, а просто хотели играть то, что нам нравится и радоваться жизни.

И увлеклись на 10 лет...

Это точно... И еще были моменты, когда просто хотелось пойти на улицу поиграть, чаще, на какой-то праздник, чтобы людей порадовать. Кстати, собственно вот этой игрой на улице в 2003-2004 годах мы себе сделали своеобразную рекламу.


Игра на улице как удовольствие

Как мне показалось, музыканты делятся на 2 группы: абсолютные сторонники уличной игры и те, кто никогда в жизни бы не смог сыграть на улице. Вообще, как думаешь, такой тип выступлений характерен только для молодых групп?

Даже не знаю... лично мне доставляет удовольствие просто поиграть на улице, но не одной. К тому же, мне как-то удается отличать, что есть попрошайничеством, а что - нет. Но бывают разные ситуации: ну вот человек бедный, он так зарабатывает. С одной стороны - хорошо, что не просто сидит и просит денег, а что-то для этого делает. С другой стороны, я вот могу бросить музыканту деньги тогда, когда он хорошо играет, а если нет, то могу и не бросить (улыбается).

Для нас играть на улице было удовольствием: в свое время мы таким образом собирали деньги на поездку на Шипот (это был 2003 год). За ту неделю уличной игры я получила столько удовольствия! Часто мне даже просто нравилась реакция людей. Плюс ко всему, это - прекрасная практика для музыканта, чтобы стать более сконцентрированным, не распыляться на мелочи и не халтурить. А как классно было, когда мы на какие-то праздники выходили с «Бурдоном» в город и играли!

В позапрошлом году как-то собрались во Львове друзья со всей Украины и не только, и все с древними инструментами, стали в центре города и играли себе - одна мелодия-древняя, которую мы играли с нот, а одна - скандинавская (без нот). Я тогда играла на морахарпе, еще один парень играл на никельхарпе, двое скрипачей, фиделист, виолончелист и двое перкусистов, - целый оркестр, весь день играл на улице, мне тот день очень понравился и запомнился на всю жизнь. Еще фотосессию тогда нам такую ​​классную сделали.

Сейчас ты параллельно играешь в Бурдоне и Татош Банде. Не трудно так?

Трудно? Да нет, наоборот, классно: чем больше групп, тем больше мне это нравится, тогда, как мне часто кажется, я начинаю нормально функционировать и жить. А когда большие перерывы, мало концертов, то можно впасть в депрессию и умереть. С «Бурдоном» мы, например собираемся раз в месяц: часто интенсивные и редкие порции репетиций дают гораздо больше, чем частые репетиции.

Сейчас я планирую активно популяризировать новый альбом группы «Бурдон», а также работаю над новым проектом «Неизвестное», который занимается реконструкцией музыкальной культуры исторически польских земель, которые сейчас принадлежат Украине. (Также ранее Аленка играла в польской группе, в Варшаве, польскую народную музыку из центральной Польши, а также из других регионов страны, в частности, с Куява, с сувальщизны, - «24»).

Начинала Ты в родном Кировограде из группы «Ихтиандр». С нынешними группами Ты ничего подобного не играешь?

«Ихтиандр один у папы дельфин». Нет, это была совершенно другая музыка. Я недавно переслушивала композиции этой группы и мне до сих пор кажется, что она была гениальной. Правда, я не участвовала в записи первого альбома, ибо только вступила в училище, это был 1994 год... Ох, это же была совсем другая эпоха... так вот в этом альбоме было 6 песен, но для Кировограда в то время это было очень сильно , музыка их была инспирирована красивым старым арт-роком, они играли прогрессивный интеллектуальный рок вдохновляясь такими группами как Ksng Crimson, ELP, Pink Floyd и т.д.

Я так понимаю, группы больше не существует...

Нет, ее уже нет, она еще в конце 90-х распалась: разошлись пути музыкантов. Последний концерт мы сыграли в 1999 году. Но надеюсь когда-то сделаем некий «реюнион» :) По крайней мере мне очень хотелось бы.

Кстати, а почему ты во Львов поехала, а не, скажем, в столицу?

Даже не знаю, как-то случайно в голову «стукнуло», если честно. Мои родители и дедушка закончили Одесскую консерваторию. Они, к слову, также были моими учителями музыки: когда ссорилась с мамой, то бежала к отцу и наоборот. Так вот папа настаивал, чтобы я ехала учиться в Киев, потому что сейчас он там работает дирижером и аранжировщиком хора имени Г. Веревки. А мне хотелось во Львов, потому что это - далеко, красиво и совершенно непонятно ни мне, ни родителям, никому (смеется). И здесь все говорят на украинском, а я тогда вообще его не знала (стучит по деревянному столу), говорила «здесь» (через украинскую «е»), ведь не было с кем им разговаривать в Кировограде в 90-х годах.

Кстати, в львовскую Консерваторию с первого раза я не поступила и это мне почему-то показалось закономерным. Было предложение, конечно, учиться на платной основе, но этого я не хотела, потому что неужели я такая глупая, что должна платить за обучение? Тогда папа говорит «Давай год позанимаемся и поступишь в Киев без проблем». И тогда я сказала, что в столицу не хочу, хочу во Львов. И в следующем году сюда я наконец-то вступила.


Скрипка победила пианино

Припоминаешь тот момент, когда ты впервые заиграла какие-то нотки на скрипке?

Мне тогда было 4 года и я тыкала по клавишам пианино, а мой дедушка в тот момент говорил с мамой, мол, может, стоит ее на что-то отдать. И тут меня спрашивают: на чем хочешь играть - на скрипке или пианино. И я себе тогда подумала: «Да, все в саду хотят играть на пианино, а я тогда буду играть на скрипке». Уже на следующий день мне принесли маленькую желтую скрипку, а смычок был значительно больше для того скрипки и для моих рук, и мне приклеивали на него пластырь, чтобы я правильно этот смычок держала. Но тогда я была очень маленькая и мне скорее хотелось играть, чем заниматься музыкой.

Помню, делала «кроватку» для скрипки и клала ее спать под одеяльцем возле своей кровати...

А было желание когда-то научиться играть не на струнном инструменте? На саксофоне, например?

Я что-то пробовала, но лучше я буду играть на струнных (смеется). Духовые странно «плачут» в моих руках и мне их жаль :) А еще я люблю танцевать и стараюсь каждый раз делать это как можно профессиональнее. Особенно интересуюсь аутентичными танцами, хожу на мастер-классы и в какую страну поеду, то тем танцам и учусь.

Лена, когда я впервые увидела «Бурдон» и Тебя, в частности, мне показалось, что Ты пытаешься искать как можно более эксклюзивные инструменты. Чего стоит только морахарпа и эта скрипка с трубой. Что так тянет к тем неизвестным украинцам инструментам?

Скрипка с трубой - это румынский народный инструмент Vioari cu Goarna из провинции Бихор (Трансильвания). Его придумали в начале 20-го века, пожалуй, какой-то цыган. Насколько мне объяснили, эта труба нужна для лучшего звучания скрипки в духовых оркестрах, чтобы ее лучше было слышно. Правда, две такие скрипки, которые я держала в руках, не слишком громко звучат. Может у меня такое впечатление, я всю жизнь играла на скрипке и звук слышала под самым ухом, а когда играю на Vioari cu Goarna, то не могу оценить силу ее громкости.

А Ты самостоятельно училась на ней и на морахарпе играть?

Vioari cu Goarna - абсолютно то же, что скрипка, ничему новому я не училась, чтобы на ней играть. А на морахарпе научилась играть в Швеции, когда ездила туда на учебу. Я вообще помешана на шведской музыке, поэтому и прилагала усилия, чтобы научиться играть на этом инструменте. И все мы в «Бурдоне» любим Швецию и ее музыку...

Еще играешь на мандолине...

И на никельхпарпе. У нее очень характерный прозрачный звук. Как по мне, то ангелы на небесах играют не на трубах, а на никельхарпах, потому что это божественный звук. Кстати, на очень древних фресках, которые в свое время находили в Италии и Германии, ангелы изображены с никельхарпами.

Именно поэтому столько имеете и играете композиций шведских народных...

Теперь почти не играем, но иногда бывают редкие моменты! А когда путешествуем, то для себя после ужина для радости жизни временем что-то переигрываем. А сейчас больше играем Балкан, музыку Карпатского региона и, конечно, наших народных.

А почему, кстати, так перешли из той музыки на наши мотивы, на румынскую, карпатскую, венгерскую?

Иногда из-за увлечения другой музыкой, ты видишь ценность своей. Видишь, что под твоим носом такое же что-то хорошее, ничем не хуже того, что ты ищешь в других странах или регионах. «Бурдон» в какой-то момент определился: если мы хотим продолжать играть как группа, которая на что-то претендует, то мы должны играть свою музыку. Потому что лучше скандинавов, например, мы скандинавской музыки не сыграем, а делать из себя какое-то «подобие» - не стоит.


Любовь к Швеции

Кстати, а как вас принимали на фестивалях (вы были на очень многих), в частности, в скандинавских странах?

Нас невероятно принимали! И я была очень удивлена ​​тамошним уровнем музыки, в частности, фолка. Более того, в их Музыкальной академии в Стокгольме уже 12 лет существует кафедра фольк-музыки, на которой есть два отделения: шведская музыка и музыка народов мира. У меня там много друзей учится. Да и вообще мои отношения со Швецией продолжаются уже более 10 лет и никак не завершатся (смеется).

И вот когда мы с «Бурдоном» поехали в Швецию на один из их фестивалей, то перед нами на сцене играли люди, которых все в нашем группе считают музыкальными богами, те музыканты, на которых мы равнялись - трио Väsen, в переводе - лешие. Это - три огромнейших дяди, которые являются гениями шведской музыки. И вот концерт начинается в 12 часов, полный зал людей, вернее не зал, а такой огромный белый шатер, выступают наши любимцы и мы начинаем осознавать, что нам играть после них. Это был капец... Выходим мы на сцену, «хвостик дрожит», как говорит моя мама, мы волнуемся очень, но после второй песни я понимаю, что зал от удовольствия начинает топать ногами.

Это было что-то фантастическое: шведы, вероятно, тогда забыли, что они шведы, и подумали, что они какие-то румыны.

Вот вы играли им нашу, карпатскую, а как они отреагировали, когда вы сыграли им их музыку, скандинавскую?

Мы им фактически ее и не играли. Но впоследствии поехали в тур по Швеции и как-то сыграли им на бис шведскую музыку. Они были в восторге! Действительно. И для меня это большой показатель, зная, какой высокий у них уровень музыки. В результате, мы тогда продали все диски, которые взяли с собой, и это было даже больше, нежели та группа, которая нам так нравится.

А успели, кстати, с ними пообщаться?

Немного. Они нам сказали «Great concert!» И нам этого хватило (смеется).

Насколько я знаю, то «Бурдон» объездил чуть ли не полмира: едва не всю Европу, были и в Канаде, и Узбекистане... Откуда теплые воспоминания и куда бы еще раз вернулись, чтобы снова поиграть?

Хотелось бы еще раз в Бельгию на фестиваль: там было действительно фантастически и очень тепло. В Швеции я, наверное, еще миллион раз поехала бы. В Эстонии было очень классно... У нас как-то случилось такое лето, когда мы постоянно путешествовали, то оно и запомнилось больше всего. А еще в Финляндии понравилось, правда, там такая странная публика: они действительно очень долго думают, такие спокойные, медленные. Но больше всего хотелось бы поиграть в центральной и восточной Украине. Мы только два раза были на тех территориях - в Полтаве и под Харьковом. Хотелось бы ездить регулярно. Я, например, давно уже мечтаю сыграть с Бурдоном в родном Кировограде. Но, к сожалению, как-то пока не складывается...

Ты вспомнила о долгих отношениях со Швецией. Расскажи о них?

Весь 2007 год существовал такой украинско-шведский проект SWIЖЕ, финансируемый Шведским институтом. В нем было несколько подпроектов и заключался он в том, что творческие люди из этих двух стран творили вместе. Вот я и наш скрипач из «Бурдона» Миша Качалов попали в подпроект фольк-музыки. Мы (и еще двое киевлян) поехали на неделю в Стокгольм, где познакомились со шведским трио (скрипачка, кларнетист и гитарист), который называется «Triller». Репетиции тогда были целыми днями: в 9 мы просыпались и в 10 уже начиналась репетиция и так до 10 вечера. Это было классно: насыщенная работа мне подходит, а особенно, когда люди знают, чего они хотят. В воскресенье мы встретились, в среду записали промо-диск, а уже в субботу отыграли полноценный двухчасовой концерт, - такими были рамки и мы так все оперативненько выполняли. А потом мы еще и 7 концертов в Украине дали. Кстати, проект наш назывался «Folk now».

После этого проекта у меня возникло безумное желание поучиться еще музыке в Швеции, и вот те наши уже друзья-музыканты посоветовали мне одну школу, где преподают очень сильные профессиональные преподаватели: двое скрипачей и вокалистка. Именно в эту школу ездят учиться люди со всей Швеции. Ну и тогда там появилась еще и я. А потом написала аппликацию в Шведский институт, выиграла стипендию на финансирование и поехала туда на 4 месяца снова учиться музыке. Поэтому на протяжении тех четырех месяцев моим учителем и наставником был один с лучших шведских скрипачей старого, «золотого» поколения Kalle Almlöf.


Шаманский фолк

Как ты относишься к тем людям, у которых нет музыкального образования и которые самостоятельно что-то пытаются играть, экспериментировать? Им не трудно вливаться в когорту опытных и образованных музыкантов.

Очень хорошо, у нас в «Бурдоне» такие тоже есть. И это еще вопрос, у кого больше опыта. Закончить консерваторию еще не значит, что у тебя есть музыкальный опыт. Для меня, например, очень важны встречи с такими людьми: они чего-то учатся у тебя, а ты у них. А народной музыке учатся не в консерватории, а у людей, поэтому она и является народной.

А почему, кстати, музыку «Бурдона» часто называют гипнотическим или шаманским фолком?

Я когда-то такое сказала, когда меня попросили охарактеризовать народную музыку (смеется). И я тогда сказала, что фолку присуща магическая сила протягивания и она удивительным образом завораживает, а если ты услышал хоть раз что-то по-настоящему шаманское, то тебе уже никогда не стать таким, каким ты был раньше. Поэтому, наверное, все стали нас шаманскими называть (улыбается). Хотя, в общем любая музыка может быть шаманской. Правда, нужно отличать шаманское, как нечто ритуальное от шаманского, которое свидетельствует о какой-то увлеченности музыкой, ее гипнотичнистю.

Не зря же в Музыкальной академии в Лодзи (Польша) существует такая кафедра «Музикопсихология». Мой знакомый контрабасист также проводит такие сеансы лечения, которые называют массажем внутреннего уха. Людная сидит в кресле и ей пускают ноты и звуки различной частоты, собственно на этом и осуществляется анализ. Я еще пока в это глубоко на лезла, но с каждым разом меня это все больше интересует.

Я с детства знала, что я должна послушать, когда у меня та или иная эмоция. И даже папа советовал мне, что нужно слушать и для какого эффекта. К слову, эту изюминку я переняла от отца, мы - абсолютники и слышим абсолютно все подробно: какая нота, тональность. Часто меня от разговоров отвлекают посторонние звуки и это уже мне напоминает раннюю стадию невроза, когда нотки говорят свои имена (смеется). Я мир воспринимаю через уши!

Говорила Ира Вовк,
Телеканал новостей «24»

Фото: И.Вовк