Одна из любимых игрушек бывшего "вечно легитимного" с золотым батоном – приватизация-приватизация-приватизация. После того, как под этой вывеской сотни энергетических предприятий по всей стране или довели до банкротства, или продали за бесценок "вертикально интегрированному холдингу", только Революция достоинства помешала ловким донецким "прихватизаторам" повторить то же самое с морскими портами.

Для чистоты схемы чиновники придумали отдельную структуру – Администрацию морских портов Украины, которая и должна была заняться модернизацией с последующей приватизацией всех портов страны. Сменилась власть, руководство АМПУ возглавил зарубежный руководитель, прошло три года, но коррупционных схем в ведомстве стало только больше.

Читайте также: Ректоры украинских ВУЗов: чем они живут, сколько зарабатывают и почему так странно ведут себя

О несостоятельности кадровой политики руководства АМПУ мы слышали от всех экспертов, которых опрашивали о результатах полугодового управления ведомством латышским специалистом. "Непонятный человек" в Черноморском порту – это Сергей Крыжановский, против которого в марте митинговали его же подчиненные.

Профсоюзы забили тревогу, когда более 100 миллионов предприятия зависли в обанкротившемся "Платинум-банке", а финансовые показатели порта ушли в минус аж на 15 миллионов только за первые два месяца 2017 года. В ответ Крыжановский сначала пытался запретить проведение митинга "в связи с ситуацией в зоне проведения АТО".

А это еще один порт Одесской области – Южный, который стал фигурантом громкого коррупционного скандала прошлого года. Его возглавляет Максим Широков. Вот он в 2012-м искал работу "финансового директора" и уже летом 2013-го стал директором Администрации порта Южный. И без колебаний ставил подписи под сомнительными контрактами на миллионы. В конце декабря 2016 года Администрация порта Южный объявила тендер на дноуглубление на один миллиард гривен.

Читайте также: На крючке у Фирташа: как ОПЗ доводят до банкротства

В финале тендера голландскую компанию "Ван Оорд" от торгов отстранили, конкурс выиграла "Ян де Нулла Украина" несмотря на цену на 100 миллионов дороже конкурента. После огласки, тендер отменили. НАБУ провело обыски в компании, победившей а сам тендер в конце выиграла китайская компания Harbour Engineering company Ltd. (CHEC).

Вместе с двумя другими тендерами на дноуглубление, тщательно отслеживала общественность, чистая экономия бюджета из-за отмены сомнительных тендеров и проведения новых составила почти 300 миллионов гривен. Все договоры до и после скандала утверждал директор Администрации порта Южный Максим Широков.

Грубым просчетом организаторов сделки стала смена собственников и руководства компании "Ян де Нул Украины" прямо накануне тендера. В состав учредителей вошли две кипрские компании, а директором назначили Андрея Розова, бывшего помощника нардепа Сергея Фаермака – действующего депутата фракции "Народный фронт".

Как хитроумные чиновники налаживают систему коллективной безответственности для коллективного обогащения – смотрите в расследовании агентов "ЦРУ".