Балет на музыку Евгения Станковича, который ранее имел название "Ночь перед Рождеством", был поставлен в 1993 году Виктором Литвиновым. В его основу положена одноименная повесть Николая Гоголя, которую в свое время использовали для своих опер Петр Чайковский ("Черевички"), Николай Римский-Корсаков ("Ночь перед Рождеством"), Николай Лысенко ("Рождественская ночь").

По словам балетмейстера-постановщика спектакля, творческая группа решила изменить название балета, чтобы избавиться от "временной привязки" из-за ее "зимней" окраски, однако только изменением не ограничились. Более чем четырехлетний перерыв в показах дал возможность авторам пересмотреть и обновить костюмы, декорации, отшлифовать хореографию.

Большинство исполнителей также будут новыми. Переосмыслено, переделано много сцен с точки зрения хореографического языка и трактовки образов. Евгений Станкович дописал новый финал. Уверен, новыми будут и зрители, и критики. Поэтому гриф "обновления", под которым представление вновь появляется в репертуаре, вполне справедлив,
– отметил Виктор Литвинов.

Аллин Власенко (дирижер): "Евгений Станкович – один из величайших композиторов нашего времени. А именно этот балет он считает одним из лучших своих произведений. Обладая всеми достижениями музыки 20-21 веков, он нашел адекватные и вместе с тем нестандартные музыкальные средства в решении образов. Каждый из них имеет свой лейтмотив и характер. Так, чтобы подчеркнуть характерные черты Солохи композитор ввел саксофон, "басы гудят" для неуклюжего Чуба, полонез во дворце царицы с саркастическим подтекстом – как будто подчеркивая все коварство и неискренность челяди. И вдруг контраст – замечательный лирический украинский мелос в образах Оксаны и Вакулы. Драматургия этого спектакля требует нестандартного мышления и в музыке, и в хореографии, и в сценографии. Под такую музыку поставить традиционный балет невозможно. Это должна быть фантасмагория. Очевидно, успех этого спектакля в том, что это – симбиоз талантливого балетмейстера-постановщика Виктора Литвинова, гениальной музыки Евгения Станковича и блестящей сценографии Марии Левитской".

Мария Левитская (художник-постановщик): "Мой первый балет в Национальной опере "Золушка" Литвинова. Это была невероятно интересная творческая работа. По моему мнению (и не только по моему), в итоге получился потрясающий балет, который с неизменным успехом дают в нашем театре и по сегодняшний день. Следующей нашей совместной работой стал балет "Рождественская ночь" на музыку Станковича. Это невероятный успех Литвинова, и действительно настоящий национальный балет, с ярко выраженными характерами, с необычным прочтением сюжета, с потрясающими комедийными и лирическими сценами. Это один из лучших балетов, в котором сочетаются глубокие знания фольклора и классического танца. Сейчас мы готовим почти новую постановку. Поменялось не только название ("Вечера на хуторе близ Диканьки") – мы фактически полностью переосмысливаем сценографию и костюмы. Более чем 100 костюмов полностью реставрируем, восстанавливаем. К тому же в спектакле появилось много массовых сцен, в которых мы готовим более 50-ти новых костюмов. Много новых "сольных" костюмов – ищем новые формы, материалы... Очень люблю именно этот балет – он моя гордость, моя самая любимая постановка".

Наряду с картинами сельской Рождественской ночи с ее пением и весельем – фантастические образы нечистой силы, небесных звезд... зрителей ждет зрелищное представление, богатое на народные обычаи и полное иронии.

Читайте также: Анатолий Соловьяненко: В Национальной опере я всегда буду стоять на страже прекрасного!