Утром 21 июня Николаев всколыхнула неожиданная новость: на одном из предприятий сгорели семь автобусов марки "Эталон". Впоследствии стало известно, что это транспорт фирмы "Авто-Экспресс", которая перевозила пассажиров по маршруту Николаев-Одесса. Руководители фирмы сразу заявили, что технику подожгли.

Злоумышленники приехали в АТП в 3:00 ночи. С собой они имели канистры с бензином и коктейли Молотова. Проникнув на территорию автобазы, один из нападавших приставил пистолет к виску охранника и заставил того лечь на пол. Трое других побежали на стоянку. Там они облили автобусы бензином и подожгли их коктейлями Молотова. Действия злоумышленников зафиксировала камера наблюдения.

Причиной пожара руководители фирмы считают недобросовестную конкуренцию, которая сложилась на транспортном рынке.

Фирма "Авто-Экспресс" зарегистрирована в городе Волноваха Донецкой области. Пришла на рынок межобластных перевозок по направлению Одесса-Николаев в прошлом году, победив на конкурсе. От других фирм-перевозчиков отличалась тем, что установила низкий тариф – 60 гривен за билет из Николаева в Одессу, тогда как их конкуренты правили 100 грн.

Читайте также: Как компания-монополист ремонтирует дорогие дороги в Одессе

Билеты "Авто-Экспресс" продавали через кассы Николаевского междугороднего автовокзала. Кроме того, фирма перевозила льготников – инвалидов, многодетные семьи, воинов АТО.

Бизнес новичков резко контрастировал с местными николаевскими реалиями. Фирмы "Николаев-Авто", "Пик", которые "правят здесь бал", так не работают. Эксперт рынка Игорь Житинский уже несколько лет пытается привлечь внимание властей к проблемам с пассажирскими автоперевозками.

Они просто не ожидали, что на их бандитский беспредел найдется смелая фирма, которая выставится. Эта фирма выставилась, победила и стала работать в этом направлении. Что мы увидели? Мы увидели сразу наезд Укртрансинспекции на фирму-перевозчика, которая не вылезала из автовокзала, пытаясь блокировать работу... Поэтому они пошли на беспрецедентные меры, когда не получилось через власть, через правоохранительные органы сломать фирму-перевозчика. Они опустились до самого низкого уровня – просто взяли и сожгли автобусы,
– рассказал эксперт ОО "Ассоциация работников транспортной отрасли и инфраструктуры" Игорь Житинский.

На сервис фирмы, которые возят пассажиров в Одессу, обращают внимание в последнюю очередь. Главный критерий здесь – черный кэш, который проходит мимо кассы. Эксперты приблизительно подсчитали суммы, которые вращаются в тени.

По нашим подсчетам, теневая сфера уклонения от уплаты налогов, связанная с Южным автовокзалом и аффилированными предприятиями, – это 30-50 миллионов гривен в год на эти предприятия,
– рассказал Игорь Житинский.

Одна из платформ так называемого Южного автовокзала, откуда отправляются автобусы на Коблево и Одессу, – обычная остановка общественного транспорта, которая с помощью манипуляций-фальсификаций получила статус автостанции. Собственниками ООО "Южные автовокзалы" являются николаевские бизнесмены Валерий Донник и Юрий Кучуков.

Валерий Донник на Николаевщине личность известная. В советское время он был директором крупного автотранспортного предприятия. Затем принял участие в приватизации этого АТП и через жену стал его единоличным хозяином.

Впоследствии Донник взялся за создание таких автовокзалов-клонов, чтобы прибрать к рукам междугородные и внутриобластные маршруты.

Читайте также: "Укравтодор" ввел в действие новые правила для автомобилистов

Другой хозяин маршрутной империи, Юрий Кучуков, начал заниматься этим бизнесом в 90-х. Когда-то он был менеджером одной фирмы, сейчас же Кучуков и его партнеры контролируют 35 городских, десятки областных и междугородных маршрутов.

Но в действительности эти фирмы дутые – они лишь собирают наличные с арендованного транспорта, а собственного имеют мало. Найти эти "большие транспортные предприятия" непросто – они расположены на окраинах города.

Почему все так плохо с перевозками, должны знать в Укртрансинспекции, которую недавно переименовали в Укртрансбезпеку. Именно это ведомство контролирует автомобильный пассажирский транспорт и проводит конкурсы на межобластные маршруты. Сейчас туда поставили нового начальника, потому что со старыми постоянно не везло. В этом году бывшего начальника управления Анатолия Лахтионова осудили на 5 лет с конфискацией имущества за получение взятки. Его обвиняли в лоббировании интересов местных перевозчиков. Новый начальник Сергей Кривошапко из Луганска, похоже, наследует предшественников. На нарушения в деятельности местных фирм Укртрансбезпека смотрит сквозь пальцы, однако к донецким конкурентам уже есть претензии.

"Они к журналистам обращаются и говорят: нам сожгли автобусы, потому что мы законно ездили по 60 гривен. А оказывается, что они незаконно ездили, и еще по 60 гривент. Вообще здесь должен был вмешаться Антимонопольный комитет. Потому что это называется демпинг цен. или если выше ты ставишь, тоже Антимонопольный комитет. Сделать иск, обратиться в суд и наказать того человека, который нарушает антимонопольное законодательство", – убежден Сергей Кривошапко.

А что же с подожженными автобусами? Нашли ли злоумышленников, спросили мы у копов из Ингульского райотдела полиции Николаева. Похвастаться пока нечем.

Пока полицейские ищут виновных, николаевские монополисты могут устанавливать цены и условия, которые им заблагорассудится. Потому что конкурентов у них больше нет.