В рамках судебной реформы были приняты законы "Об органах и лицах, которые осуществляют принудительное исполнение судебных решений и решений других органов" и "Об исполнительном производстве". Этими законодательными актами вместе с государственными исполнителями планируется создать систему частных исполнителей.

Что будут делать частные исполнители

Выполнять решения суда и других органов или должностных лиц. Их юрисдикция будет ограниченной. В частности, частные исполнители не будут заниматься производствами, которые касаются вселения-выселения из жилья, отбирания ребенка, выполнения решений в отношении недееспособных лиц, в том числе — в отношении детей, а также теми решениями, где участником исполнительного производства является государство.

Кто может стать частным исполнителем

Гражданин Украины, который достиг 25 лет, имеет высшее юридическое образование, владеет государственным языком, имеет стаж работы в области права после получения соответствующего диплома не менее двух лет и сдал квалификационный экзамен.

Частным исполнителем не может быть лицо:
– признанное судом ограниченным в гражданской дееспособности или недееспособным;
– которая имеет не снятую или непогашенную в установленном законом порядке судимость;
– совершившее коррупционное правонарушение или нарушение, связанное с коррупцией;
– которому за нарушение требований законодательства аннулировано свидетельство о праве на занятие нотариальной, адвокатской, деятельностью или деятельностью арбитражного управляющего, — в течение трех лет со дня увольнения;
– которое уволено с должности судьи, прокурора, работника правоохранительного органа, с государственной службы или службы в органах местного самоуправления в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности, — в течение трех лет со дня увольнения.

Кто и как будет контролировать частных исполнителей

Частные исполнители будут подотчетны Министерству юстиции. Контролировать их работу будут также два специальных органа: Квалификационная комиссия частных исполнителей — будет проводить отбор желающих стать частным исполнителем, и Дисциплинарная комиссия частных исполнителей — будет курировать их профессиональную деятельность. На начальном этапе Дисциплинарная комиссия будет состоять только из представителей Министерства юстиции, однако в будущем в ее состав войдут представители саморегулируемой организации — Совета частных исполнителей и представитель от Совета судей.

По закону — Минюст останавливает и прекращает право на осуществление деятельности частного исполнителя. Обжаловать действия или бездействие частного исполнителя можно будет в судебном порядке.

Законом предусмотрено создание Единого реестра частных исполнителей Украины, куда будут внесены данные о всех частных исполнителях, которые прошли соответствующий отбор и получили лицензию на деятельность от Минюста, в том числе — сведения об офисе и страховых обязательствах частного исполнителя. Также туда будут вноситься все данные о дисциплинарных взысканиях частных исполнителей, о приостановлении или прекращении деятельности. Единый реестр будет работать в свободном доступе на официальном сайте Минюста, бесплатно.

Кто и сколько будет платить частным исполнителям

Размер основного вознаграждения частного исполнителя устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Основное вознаграждение частного исполнителя может быть в виде:
– фиксированной суммы — в случае выполнения решения неимущественного характера;
– процента суммы, которая подлежит взысканию, или стоимости имущества, подлежащего передаче по исполнительному документу.

Основное вознаграждение в виде фиксированной суммы взимается после полного исполнения решения. Закон запрещает взыскание с должника дополнительного вознаграждения частному исполнителю, а также дополнительных расходов, кроме определенных Министерством юстиции Украины.

Частные исполнители = узаконенные рейдеры?

Больше всего опасений у общества и у отдельных экспертов вызывает вопрос служебных злоупотреблений со стороны частных исполнителей. Проще говоря — есть мнение, что частные исполнители получат законное "право" давления на граждан и будут "выбивать" из них значительно больше, чем требует судебное решение.

Что говорят эксперты:

Сергей Быков, политический консультант, руководитель Института публичной политики и консалтинга:

Это сплошной негатив, если частная исполнительная служба не будет касаться исключительно тех производств, которые не может выполнить государственная исполнительная служба. Мы увидим такую же ситуацию, как в РФ сегодня, когда частные исполнители врываются в помещения должников, бьют людей, требуют возвращения каких-то долгов по завышенным "тарифам". В России только после того, как в одной из областей произошел факт избиения и изнасилования частной исполнительной службой в семье должника, в Госдуме появился законопроект об ограничении деятельности частных исполнителей. И соответствующие информационные сводки по РФ показывают, что есть огромное количество правонарушений со стороны частных исполнителей, когда с их стороны осуществляется физическое насилие и давление.

Подобного следует ожидать и в Украине. Этот принятый законопроект фактически не содержит никаких гарантий безопасности граждан и никаких существенных ограничений деятельности частных исполнителей. Это должно быть наработано — если определенным видом исполнительного производства может заняться государственная исполнительная служба, то она должна это делать. Иначе будет создаваться десяток фиктивных фирм, или организованные преступные группировки просто будут регистрировать свои так называемые коллекторские конторы и заниматься "отжимом" денег, имущества, рейдерскими захватами, но это уже будет как бы законным путем.

Государственная исполнительная служба может справиться со всеми потребностями и вызовами, если ее реформировать и предоставить больше полномочий, потому что тех, которые у нее есть сегодня, недостаточно для качественного проведения исполнительных производств.

Валентина Данишевская, директор благотворительной экспертной организации Центр коммерческого права:

Реформирование государственной исполнительной службы в Украине продолжается уже больше 20 лет, а процент исполнения судебных решений все хуже.

Частные исполнители будут действовать по тем же принципам, что и государственные, никаких дополнительных полномочий у них не будет. Во всем мире более эффективны частные: они имеют больше мотивации, в меньшей степени задействованы в коррупционных схемах.

Люди жалуются, потому что у них много долгов. И когда их начнут взимать, боятся, что это будет что-то страшное, что исполнители будут "лезть в дверь". Ничего такого, что позволяет "лезть в дверь", этим законом не предусматривается. Доступ к жилью частные исполнители, так же, как и государственные, будут иметь только с разрешения суда. Все гарантии сохранены.

Есть опасения, что якобы с помощью исполнителей будут осуществляться рейдерские захваты. Украина страдает от этого много лет, и почему-то все думают, что это только начнется. Мы как раз надеемся, что рейдерские захваты на этом закончатся. Во всех этих различных видах коррупционных проявлений участвуют как раз государственные исполнители, а в определенной степени — и суды. Поэтому те исполнители, которые только придут, не запятнаны. Частные исполнители за любые злоупотребления будут терять право заниматься этим делом, не только репутацию. Министерство юстиции за любые нарушения сможет привлекать к ответственности вплоть до отнятия свидетельства на право заниматься этой деятельностью. Частные исполнители будут просто быстрее бегать, и им будет выгоднее выполнить решение, а не заниматься созданием барьеров для исполнения. Ведь сегодня невыполнение судебного решения оплачивается даже дороже, чем выполнение.

У нас, как у экспертов, есть замечания к этим законам, к их текстам. Но то, что частные исполнители Украине нужны, — сомнений нет. Своей задачей мы видим: следить за надлежащим использованием закона и помогать Министерству юстиции в том, чтобы частные исполнители не были дискредитированы еще до начала своей деятельности, чтобы их не сделали "ручными" и слишком подконтрольными, чтобы условия, в которых они начнут работать, позволили им завоевать доверие общества.

Руслан Сидорович, народный депутат Украины, непосредственно участвовал в разработке законодательства о частных исполнителях:

Важная вещь, которую мы прописали в законе, — это институт страхования ответственности частных исполнителей от возможного вреда как участникам исполнительного производства, так и третьим лицам. Ответственность государственных исполнителей, якобы, является более гарантированной, поскольку за возможные убытки отвечает государство. Но на практике мы прекрасно знаем, как государство у нас отвечает за те убытки, которые причиняли гражданам органы государственной власти, не только исполнители, но и милиция, прокуратура. Возмещения причиненных убытков добиться от государства почти невозможно. Когда речь пойдет о полисах возмещения — это инструмент будет рабочим. Это что-то вроде автогражданки.

В принятой редакции закона устанавливают очень жесткие и четко прописанные критерии контроля за деятельностью частных исполнителей и порядок их ответственности. На этапе принятия наши европейские партнеры обращали внимание на зарегулированность и слишком большой контроль. Однако мы сознательно шли на этот шаг, понимая, с одной стороны, опасения относительно возможных злоупотреблений, с другой — важность, чтобы с момента запуска этот новый институт не был дискредитирован.

Читайте также: Судебная реформа: доступно о том, чего ожидать украинцам