Что предлагают авторы документов, и как принятие закона повлияет на ситуацию на Донбассе, разбирались журналисты сайта "24".

Читайте также: План реинтеграции Донбасса от Порошенко: в Украине больше не АТО

Порошенко vs "Самопомич"

О правовом урегулировании ситуации на Донбассе, признании России страной-агрессором и изменении формата АТО в украинском политикуме говорят давно. Очевидно, что четвертый год идет настоящая война с внешним агрессором, и так называемая Антитеррористическая операция исчерпала себя. В конце концов, в начале лета секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что необходимо принять соответствующий закон, изменить формат АТО и признать Россию оккупантом.

Главная проблема, как считают наблюдатели, – чтобы документ "вписывался" в Минские соглашения. Понятно, что законопроект должен быть согласован с западными партнерами Украины – ЕС и США. 4 октября президент Петр Порошенко внес на рассмотрение парламента два законопроекта "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" и "О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Были зарегистрированы также две альтернативы – от группы депутатов "Самопомочи" и представителей партии "Свобода".


У Порошенко и Андрея Садового разные взгляды на пути реинтеграции Донбасса

Согласно документу Порошенко, временная оккупация частей нашей территории стала одним из последствий вооруженной агрессии РФ против Украины. Отмечается, что Украина не признает преступный захват Россией части территории, а РФ инициировала, организовывала и поддерживала террористическую деятельность в Украине, осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию части нашей территории.

Читайте также: Террористы прокомментировали закон об интеграции: заявление настораживает

Между тем "Самопомич", кроме того, чтобы называть Россию агрессором, предлагала урегулировать правовые отношения с ОРДЛО, признав их оккупированными территориями, начиная с 2014 года, со всеми вытекающими последствиями. Аргумент – Украина не контролирует эти районы. Поэтому до тех пор, пока Россия не выведет оттуда свои войска, мы не получим контроль над украинско-российской границей и не вернем их под свою юрисдикцию, определять эти территории временно оккупированными. То есть Россия, как страна-оккупант, должна обеспечивать полное социально-экономическое обеспечение этих территорий. Соответственно, по возвращении ОРДЛО под нашу юрисдикцию, Россия должна возместить Украине материальные и моральные убытки.

Дьявол в деталях – узаконивание Минских соглашений

Законопроект, предложенный Порошенко и согласованный с западным партнерами, хоть якобы и признает Россию агрессором, на самом деле, по мнению многих экспертов, имеет свои подводные камни, которые несут огромные риски для суверенитета Украины. В первую очередь, наибольшую критику вызвала статья 7. В ней отмечается, что во время восстановления территориальной целостности Украины обеспечивается приоритетность выполнения безопасности положений Минского протокола от 5 сентября 2014 года, Минского меморандума от 19 сентября 2014 года и "Комплекса мер" от 12 февраля 2015 года.


Узаконивание Минских соглашений развяжет Путину руки

Иными словами, Украина на законодательном уровне признает Минские соглашения и обязуется их выполнить. Как отмечает директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик, по сути, документы дипломатии второго плана де-факто получают статус де-юре.

Украина таким образом введет в свое законодательное поле Минские соглашения, которые подписаны сепаратистами и бандитами – Захарченко и Плотницким. Сбывается лучшая мечта Путина о том, что это внутренний гражданский конфликт в Украине. А Россия может выступать в качестве миротворца и претендовать на участие в предстоящей операции миссии ООН. Этого нельзя допустить,
– отмечает Кулик.

Виталий Кулик отмечает: сколько бы власть в лице президента не говорила, что первая часть законопроекта свидетельствует о том, что Россия является оккупантом, а территории признают оккупированными, это никоим образом не отрицает введение в законодательное поле другой стороны переговоров в виде марионеточных главарей оккупационных режимов в Донецке и Луганске.

Читайте также: На экспертном уровне, – Захарова прокомментировала законопроект реинтеграции Донбасса

Глава фракции "Самопомич" Олег Березюк тоже раскритиковал это положение, отметив, что Минские соглашения предусматривают выборы в ОРДЛО, а "Л/ДНР" получат разрешение на обустройство своих судов и собственной милиции в составе амнистированных боевиков.

Именно вопрос Минских соглашений стало причиной блокирования президиума и драк в четверг вечером в парламенте. После совещания с председателями фракций спикер Андрей Парубий заявил, что 7 статью исключат из законопроекта, однако рассмотреть его 5 октября депутатам так и не удалось.

Продление действия закона об особом статусе ОРДЛО

Вторым камнем преткновения стал президентский законопроект о продлении еще на год действия закона "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Этот закон был принят в 2014 году еще парламентом прошлого созыва, и его действие заканчивается 18 октября 2017 года. Это одна из причин того, что Порошенко так спешит с принятием закона о реинтеграции.

По мнению военного эксперта Дмитрия Снегирева, завершение действия этого закона только на руку Украине. Однако, как отмечает специалист, в России сразу заявили, что выход Украины из этого закона будет рассматриваться как деструктивная позиция, поставит под сомнение договороспособность страны и сам момент примирения на востоке страны. То есть, отмечает эксперт, Россия начинает диктовать свои условия.

Кремль давит не столько на Киев, сколько на Запад. В первую очередь, на Германию. То есть весь позитив, что Россию признают страной-оккупантом, перечеркивается,
– убежден Дмитрий Снегирев.


Закон об особом статусе узаконит убийц украинцев

Эксперт отмечает: противоречия в том, что, с одной стороны, мы говорим о самообороне и оккупированных территориях, возвращении контроля и юрисдикции Украины над ними. С другой, если продлить действие закона об особом статусе, признаем, что де-юре и де-факто мы потеряли юрисдикцию над ОРДЛО.

Читайте также: Украина сможет привлечь Россию к ответственности, – эксперт о законопроекте Порошенко

По словам Виталия Кулика, Запад, который давит на Украину с тем, чтобы мы продлили срок действия закона об особом статусе, пытается ускорить имплементацию и политической части Минских соглашений, и части, касающейся безопасности. В результате, отмечает политолог, следующим шагом могут стать выборы в ОРДЛО. И Украине придется с этим жить, поскольку Запад в такой архитектуре может признать выбранные администрации, с которыми наше государство должно иметь какие-то отношения.

То есть реально закон может привести к тому, что Украина будет вынуждена согласиться на то, что в ОРДЛО пройдут выборы под контролем российских войск и сепаратистов. Что главное – всех, кто убивал украинцев, которые защищали свое государство, амнистируют. Кроме того, местная власть получит право на избрание судей и прокуроров, сама будет формировать так называемую народную милицию. Поэтому иначе, как капитуляцией, это назвать нельзя. Боевики получат легальный статус, а Киев теряет контроль полностью. Россия при этом через узаконенных боевиков продолжает разрушать Украину, перекрывает нам путь в ЕС и НАТО. По сути, возвращает свое геополитическое влияние.

Фактор Запада и продолжение эскалации на Донбассе

В экспертной среде считают, что закон о реинтеграции никоим образом в ближайшее время не приведет к завершению войны. По мнению Виталия Кулика, прекращение военного напряжения на Донбассе не очень связано с принятием закона.

Ни у кого нет никаких иллюзий относительно того, что наличие закона о реинтеграции обезопасит Украину от новой эскалации на востоке. Как только, к примеру, ухудшится ситуация в Сирии для России, Путин пойдет на эскалацию на Донбассе для решения геополитических задач по диалогу с ЕС и США. В частности, для достижения новой переговорной позиции, использования донбасской карты во время выборов президента России в 2018 году,
– замечает эксперт.


Закон не прекратит войну автоматически

При этом, считает Кулик, Запад хочет иметь правовую определенность в украинском вопросе, поэтому они нас подталкивают к принятию законодательных изменений.

Конечно, США и ЕС было бы лучше спихнуть с себя антироссийские санкции и основной фокус переговорного процесса и перевести в плоскость договоренностей Украины с ОРДЛО и Россией. Но вряд ли это удастся, и там это понимают. Эта история надолго, и без Запада Украина не справится. В интересах Запада, чтобы мы решили этот конфликт с точки зрения наших национальных интересов,
– отмечает Кулик.

Экс-посол Украины в Беларуси Роман Бессмертный в комментарии "Главкому" отмечает, что реальных инструментов реинтеграции не дано. По его словам, настоящая реинтеграция – это долгосрочный процесс со многими составляющими. После трех лет войны, считает он, ее уже невозможно провести ни за 5, ни за 10 лет. Такой конфликт, говорит Бессмертный, измеряется десятилетиями, имеет характер кровного. Поэтому план реинтеграции должен быть многоходовым и очень объемным.

Сейчас закон несет немалые риски. Хорошо, что Россию называют оккупантом. Лучше поздно, чем никогда. Но, как отмечает политический эксперт Михаил Басараб, начало условного мирного урегулирования существенно активизирует на Западе истерику о необходимости снятия санкций с РФ уже и немедленно. Поэтому, по его мнению, принятие законов относительно ОРДЛО так же может привести к отмене санкций в ближайшее время.

Вопросов вообще много. Войну украинская власть упорно четвертый год отказывается назвать войной. Поэтому, пока Россия не будет официально признана стороной конфликта, урегулировать ситуацию на Донбассе и восстановить территориальную целостность Украины нереально.

Читайте также: Второй раунд: чего ждать от встречи Волкера и Суркова?