Каких еще нововведений ждать и насколько реально уложиться в поставленные дедлайны – спрашивали журналисты сайта "24".

Пенсионная реформа в Украине – как старая песня. О ней говорят давно, вроде собираются усовершенствовать и привести в соответствие к европейским нормам, но все никак до конца не доведут. Реформировать пенсионное обеспечение в Украине хотят еще с 2003 года, признают эксперты, но, у каждого правительства, которое приходит к власти, до этого вопроса не доходят руки.

Теперь же отступать некуда – принять законодательство по пенсионной реформе Киев пообещал Международному валютному фонду до конца этого месяца. Удастся ли – скоро увидим. Единственное, что понятно точно – времени на амбициозную реформу осталось немного.

Что обещают сделать?

Пенсионную реформу в Украине Верховная Рада должна принять до конца апреля 2017 года. Вступить в силу оно должно с 1 января 2018 года. То есть с этого времени должны заработать накопительные пенсионные счета, а выходить на пенсию позволят при наличии трудового стажа независимо от возраста (сейчас – 35 лет стажа для мужчин и 30 лет для женщин). Следовательно хотят увеличить единый соцвзнос в Пенсионный фонд с работодателя для представителей вредных профессий (шахтеров, металлургов и т. п), чтобы выплачивать за его счет пенсии по стажу.

Также украинцы смогут выбирать срок и условия выхода на пенсию, который зависит от общего трудового стажа. Ведь реформа будет включать в себя новый перечень вариантов выхода на пенсию с более широким диапазоном пенсионного возраста в сравнении с ныне существующими. Кроме того, планируют ввести дополнительные пенсионные выплаты для стимулирования более длительной занятости граждан и более позднего выхода на пенсию.

Уже скоро для украинцев должны заработать накопительные счета

Что касается возраста выхода на пенсию – Международный валютный фонд предлагает, чтобы средний эффективный возраст выхода на пенсию в Украине составил 58,5 года для мужчин и 55,9 года для женщин. Для сравнения: в ЕС этот возраст составляет в среднем 63,5 и 62,5 года для мужчин и женщин соответственно.

В то же время премьер-министр Владимир Гройсман заверил, что в тексте меморандума Украины с МВФ пункта о повышении пенсионного возраста нет.

О том, что речь не идет о повышении пенсионного возраста, заявил министр социальной политики Украины Андрей Рева, отметив, что речь идет лишь о планах в течение 10 лет ликвидировать дефицит Пенсионного фонда и введении возможности продолжать трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста при увеличении размера пенсии для тех граждан, которые выходят на пенсию позже предусмотренного законом срока.

Как следует из норм меморандума, пенсионный возраст будет повышен для отдельных категорий населения, и это будет зависеть от трудового стажа.

Пенсионный возраст имеет значение?

Как отметила в комментарии сайту "24" эксперт Института общественно-экономических исследований Марианна Онуфрик, вопрос продолжения трудовой деятельности напрямую зависит не от мер государства по поощрению к ней, а от того, есть ли рабочие места и есть ли запрос от работодателей на устройство людей предпенсионного возраста. По ее словам, на сегодня уровень занятости лиц предпенсионного возраста составляет около 60% и при условии повышения пенсионного возраста этот показатель может только вырасти, что повлечет рост расходов на выплату пособий по безработице и других связанных с этим программ.

То есть, по факту, может оказаться так, что экономия для бюджета через повышение пенсионного возраста будет мизерной в связи с необходимостью финансирования программ по трудоустройству людей,
– отметила Онуфрик.

Вместе с тем, требование Меморандума обеспечить гарантии того, что граждане Украины будут получать пенсии, которые являются соотносимыми с уплаченным ими взносам и адекватными в реальном измерении, по мнению Онуфрик, является правильной. То есть предлагается "привязать" размер пенсии непосредственно к размерам взносов, что позволит обеспечить социальную справедливость – когда большую пенсию получает тот, кто больше работает, причем получает заработную плату официально. В свою очередь, это должно привести к окончательной ликвидации спецпенсий, льготных или особых доплат, которые не зависят от выплат в Пенсионный фонд.

"Привязка" размера пенсии к размеру взносов позволит тем, кто больше работает, получать и большую пенсию

Нельзя сказать, что вопрос пенсионного возраста, говорит в комментарии сайту "24" кандидат экономических наук, экономист Виталий Мельничук, является основным вопросом. Ведь при введении накопительной пенсионной системы пенсионный возраст значения не имеет. Сколько ты накопил на своих персональных счетах – столько и получишь. В солидарной системе возраст имеет значение. Другое дело, замечает он, упорядочение пенсионного возраста для некоторых категорий граждан – тех, кто очень рано идет на пенсию.

Не совсем реформа

Стоит понимать, что пенсионная реформа, о которой так много говорят – это не реформа в прямом смысле этого слова. Ведь речь идет лишь о совершенствовании действующей солидарной системы, с которой сейчас немало проблем, связанных с начислением пенсий разными категориями работающих, имеющих льготы, отмечают эксперты. И объясняют, что сама пенсионная реформа – это переход к принципиально иной пенсионной системе – трехуровневой, которая будет состоять из той же солидарной (первый уровень), обязательной накопительной (второй уровень) и добровольной накопительной системы (третий уровень).

Все эти пункты по улучшению самой солидарной системы выписаны в Меморандуме и должны выполняться. Но это не пенсионная реформа. Это есть параметрические изменения солидарной пенсионной системы, приведение ее в нормальный вид
– замечает Виталий Мельничук.

Впрочем, переход на трехступенчатую систему Меморандумом не предусмотрен, говорит Онуфрик. Трехуровневая система пенсионного обеспечения на сегодня уже выписана в Законе Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", но до этого времени действует лишь 2 уровня: солидарный и добровольный накопительный. 2-й уровень – обязательный накопительный – не вводится в силу различных политических причин. Эта система не просто в Украине возможна, но и необходима, подчеркивает эксперт Института общественно-экономических исследований, поскольку позволит обеспечить достойный уровень пенсии, по крайней мере для сегодняшних работающих украинцев и уже через несколько лет сможет снизить нагрузку на солидарную систему пенсионного обеспечения.

Для того, чтобы накапливать в 2-м и 3-м уровне, нужен собственный текущий источник финансирования этих потребностей в семейном бюджете, отметил в комментарии сайту эксперт по вопросам пенсионной реформы Владимир Щербина. Однако этого источника сегодня не существует даже для 1-го уровня: обязательств по перераспределению (установленными государством налогами и социальными взносами) реализованного труда больше, чем зарплаты. Должно же быть не больше 1/3. Это – аксиома, которая не обсуждается в тех странах, которые себя уважают, добавил эксперт.

На одного работающего – один пенсионер

Солидарная система перешла к Украине в наследство от Советского Союза. Понятное дело, она требует своего улучшения. Виталий Мельничук объясняет: главная проблема солидарной пенсионной системы – количество ныне работающих людей небольшое, по сравнению с количеством пенсионеров. Практически на каждого работающего приходится один пенсионер.

Что интересно, начало пенсионной реформы в Украине объявлено очень давно. Мельничук напоминает, еще в 1998 году был указ президента Украины о введении трехуровневой пенсионной системы и объявлении начала пенсионной реформы. По его словам, в 2003 году были приняты соответствующие законы, началась работа в этом направлении и до 2007-го реформа должна быть завершена с введением всех трех уровней пенсионной системы. Однако сбой произошел в 2004 году, во времена премьерства Виктора Януковича, когда пенсионную реформу заблокировали.

Последующие правительства не делали тоже ничего. Таким образом, сейчас ситуация в пенсионном обеспечении стала той, какой она сейчас стала. То есть плохой,
– комментирует Мельничук.

Больше того, говорит он, если открыть закон о пенсионном обеспечении, который начал действовать в 2004 году – там четко написано: в Украине действует трехуровневая пенсионная система в составе солидарной, накопительной и добровольной. То есть это все есть, его надо просто развивать. Зато поспешные решения, которые сейчас пытается утвердить уже нынешнее правительство Гройсмана, гасят лишь отдельные проблемы, считает эксперт; вопрос же пенсионного обеспечения в ее коренном виде можно решить только введением трехуровневой пенсионной системы, так как это работает в мире.

Финансовая пропасть Пенсионного Фонда

Не так много стран в мире сталкиваются и с дефицитом Пенсионного Фонда, о котором не устают говорить в Украине. Нехватка денег в Пенсионном настораживает также представителей Международного валютного фонда. В свое время это даже было препятствием для получения очередного транша МВФ. Можно ли при проведении пенсионной реформы уменьшить или полностью избавиться от финансовой пропасти Пенсионного Фонда? По мнению Щербины, если не ставить целью свернуть "солидарную" составляющую пенсионной системы, то нет. Чтобы начать ее сворачивать, добавляет он, надо установить нулевую ставку ЕСВ, уменьшить налог на добавленную стоимость до 10-12%, налог на доходы физических лиц установить на уровне 18-20%, а налог на прибыль предприятий – на уровне 28-30%. Остальные налоги – как есть.

По словам эксперта, этим будет установлен уровень перераспределения труда на грани 35-36% и семейные бюджеты начнут нормально взаимодействовать. Экономика начнет быстро расти, а общественные проблемы найдут свое естественное решение.

По мнению Виталия Мельничука, от дефицита Пенсионного фонда можно избавиться несколькими способами: первый – увеличив ставки ЕСВ, второй – уменьшив пенсии, третий – увеличив пенсионный возраст. Есть еще один вариант, говорит он – вывести из Пенсионного фонда несвойственные для него расходы, например, доплаты к минимальной пенсии. Эти расходы достаточно большие. Поскольку они социальные, то идти они должны из бюджета, а не из Пенсионного фонда. Кардинально же сбалансировать Пенсионный фонд, считает экономист, можно только благодаря внедрению трехуровневой пенсионной системы.

Один из путей уменьшения дефицита Пенсионного Фонда – избавиться от несвойственных ему расходов

В то же время Марианна Онуфрик считает, что финансовой пропасти Пенсионного фонда нет, поскольку он сбалансирован, пенсии выплачиваются вовремя, хотя и частично за счет финансирования из Государственного бюджета. Но есть финансовая пропасть солидарного уровня, которая не может быть решена без введения обязательного накопительного уровня, поскольку зависит от демографической ситуации (количество людей, получающих пенсию растет, а тех, кто платит взносы в Пенсионный фонд – уменьшается).

Меры, предложенные в Меморандуме – это косметические изменения, подчеркивает Онуфрик, и в прошлой редакции они так и назывались параметрическими, ведь они меняют отдельные параметры, а не реформируют.

Таким образом, эксперты сходятся во мнении: то, что можно сделать за этот короткий срок, пенсионной реформой не назовешь. Более того, по словам Марианны Онуфрик, "структурный маяк" по пенсионной реформе – до мая 2017 года – не имеет шансов быть выполненным, поскольку по состоянию на сегодняшний день пенсионная реформа не рассматривалась даже не заседании Правительства, а законопроект еще должен быть зарегистрирован в Верховной Раде, рассмотрен комитетами, пройти первое чтение, второе, заключает эксперт. Даже при условии, что в парламенте найдется большинство для его поддержки, в чем есть большие сомнения, закон может быть принят как можно быстрее до окончания летней сессии.

Поэтому больших надежд, что скоро, по крайней мере, украинским пенсионерам, жить станет лучше – не возлагаем. Хотя и не стоит исключать того, что изменения все-таки произойдут, но не так быстро и не так масштабно, как это любят подавать с высоких трибун.

Читайте также: Пенсии для украинцев и жителей псевдореспублик: у кого больше