Постановлением № 796 от 30 сентября 2015 года Кабинет министров вернул в собственность крупнейшего энергетического госхолдинга Украины "Нафтогаз" распределительные сети областных газораспределительных компаний. Ранее эти сети находились в бесплатном управлении облгазов. Отобрали их для того, чтобы воплотить в жизнь идею премьер-министра о том, что облгазы должны платить за использование сетей — это предусматривалось в законопроекте №3072 о создании предпосылок для новой модели рынка природного газа. Правда, депутаты не поддержали этот проект закона.

Что предлагает правительство

Украинское правительство считает неправильным, что частные облгазы бесплатно распоряжаются газораспределительными сетями Украины, а потому своим постановлением вернуло их "под крыло" государственного "Нафтогаза". По словам заместителя министра энергетики и угольной промышленности Игоря Диденко на сегодняшний день газораспределительные сети Украины находятся в нескольких видах собственности: государственной, муниципальной, частной, неопределенной или спорной. В 2000 году спорных было не более 5%, в 2008-2009 их было не более 25%, а сегодня по экспертным оценкам замминистра их минимум 40%.

Чтобы четко определить, кому и какие именно газовые сети принадлежат, а также для их эффективной и безопасной эксплуатации, правительство и планирует передать газораспределительные сети новым (а то и старым) операторам (компаниям-участникам газового рынка) уже на условиях платного пользования ими. Кроме того, этот шаг должен стать первым на пути к будущей приватизации газораспределительных сетей.

Как это отзовется на потребителях

Совершенно ясно, что платы для газоснабжающей компании сети повысят стоимость газа для потребителей, ведь любая компания-оператор вынуждена заложить эти дополнительные расходы в тариф.

Однако о каких цифрах идет речь — пока неизвестно. По словам народного депутата, заместителя председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Алены Бабак, сегодня сложно подсчитать какие-то цифры, поскольку неизвестна стоимость пользования газораспределительными сетями, потому что мы не знаем, какой будет правовой механизм использования операторами этими сетями. Ведь это может быть аренда, концессия, будет влиять на цифры и требование по укладке в сети инвестиционных ресурсов.

Однако позиция Минэнерго однозначна: потребитель должен платить и за газ, и за его транспортировку.

За доставку любого товара к себе в дом обречен платить потребитель. Так же, как нельзя дешево продавать газ, так же нельзя бесплатно или дешево этот газ транспортировать. И граждане, которые могут в полном объеме платить за газ, так же должны звонкой монетой платить за его доставку,
— сказал Диденко.

При этом он добавил, что за тех граждан, которые не в состоянии платить за газовые услуги, должно позаботиться государство и его бюджет — способом субсидирования.

Кроме повышения стоимости газа, платные газовые сети также могут добавить хлопот с договорами. Ранее договор на услугу по распределению газа мог заключать поставщик газа, с которым у конечного потребителя и был договор. Сегодня в соответствии с предложением Нацкомуслуг только потребитель может иметь договорные отношения с оператором газораспределительной системы.

Для потребителей это означает, что теперь будет 2 обязательных договора вместо одного: был договор на поставку газа, теперь появляется еще и договор на распределение. Считаю, что это нарушение статьи 19 закона о поставках газа, который говорит, что любой участник рынка может иметь право доступа к сетям,
— отметила Бабак.

По ее мнению, потребитель должен иметь право делегировать полномочия по заключению договора о разделе газопоставщику.

Чего боятся облгазы

Директор "Региональной Газовой Компании" Александр Притыка называет идею введения в Украине в нынешних условиях платы за пользование государственными газораспределительными сетями абсурдной и несвоевременной.

По его мнению, это повлечет цепную реакцию и желание других собственников (около 50 тысяч частных и коммунальных субъектов хозяйствования и многих тысяч физических лиц) получить плату за сети, которые им принадлежат, что приведет к многочисленным конфликтам и судебным искам, способным парализовать нормальную работу операторов газораспределительных систем.

Притыка настаивает, что операторы газораспределительных сетей сегодня по сути уже являются исполнителями работ по поддержанию систем в работоспособном состоянии за счет тарифов, которые устанавливает государственный регулятор, и в интересах всех потребителей.

Безопасность газораспределительных сетей, несмотря на их плачевное состояние, обеспечивается исключительно тем, что находясь на балансе оператора, за ними закреплены конкретные должностные лица, начиная от обходчика и заканчивая руководителем предприятия. Эти лица и несут ответственность, включая уголовную,
— объяснил Притыка.

Инвесторы в очереди не стоят

В идеале наши госуправленцы сегодня мечтают о приведении газораспределительных сетей в нормальный, "товарный" вид, и об их дальнейшей приватизации. Если бы не несколько "но".

Товарного вида и инвестиционной привлекательности для европейских и мировых инвесторов пока наши сети не имеют даже приблизительного. Мало того, что не совсем понятно состояние собственности 400 тысяч километров этих сетей, отсутствует их хоть какая-то непозорная инвентаризация, так еще и нет утвержденного документа об энергетической политике страны, чтобы инвестор понимал, каково его будущее ближайшие 15-20 лет. То есть — отсутствует энергетическая политика.

Независимый консультант, экс-технический директор чешской компании RWE Станислав Казда подчеркнул, что для инвентаризациии нужно физически обойти каждый километр газораспределительных сетей и сверить с документами.

Если посчитать все вместе с коммунальным имуществом — это около 400 тысяч километров. Плюс газораспределительные пункты ГРП и ГСП — под 100 тысяч штук. Эту работу за неделю не сделаешь. Нашу сеть, когда заходили немцы, инвентаризировали полтора года, это при том, что у нас было все в электронном виде. В Украине, при условии достаточного финансирования для программного обеспечения, потребуется 2-3 года,
— уточнил Казда.

Кроме того, требуется паспортизация. Надо приобрести масштабные системы, причем не в местной компании, потому что нужен сертификат безопасности от международных компаний. Это еще год-два.

Затерянные во времени

На вопрос — когда начнут инвентаризацию и внедрение нужных систем для приведения газораспределительных сетей в порядок — пока четкого ответа нет. Так же трудно понять, по какому принципу сети передаются в пользование платно и кому именно. Этот процесс только начат. Хотя эксперты отмечают, что делать это потребовалось 10 лет назад.

Однако в Минэнерго настроено достаточно оптимистично. Там признают, что работы много, процесс затратный, но его надо делать.

Государство в любом смысле хуший управленец, чем частный владелец. Поэтому нужно подумать о приватизации. Нам нужно наконец принимать законы 2325 3073 и 3074, которые гармонизируют 17 законов Украины, и налоговый и таможенный кодексы с законом о рынке газа, и обсудить положения законопроекта 2423 и двигаться вперед,
— отметил Диденко.

В идеале — структуру рынка природного газа в нашей стране нужно менять с монопольной на конкурентную. Как это будет происходить — есть шанс видеть собственными глазами.

Чиатйте также: Социальная цена на газ: как платить меньше