63% украинцев считают антикоррупционную реформу самой важной. Такие данные социологического исследования Фонда "Демократические инициативы имени Илька Кучерива".

Определенные изменения в стране видим уже сейчас. За последние 12 месяцев заработала новая полиция, Президент Украины подписал закон о люстрации, было создано Антикоррупционное бюро. Однако взяточничество пока никуда не делось. 40% украинцев признались, что в течение последних 12 месяцев были вынуждены давать разного рода взятки.

К тому же, не имеем ни одного примера, когда бы хоть один известный взяточник или коррупционер был наказан законом.

Журналисты сайта "24" выяснили у активистов антикоррупционной борьбы на каком этапе процесс? О необходимости реформы и препятствиях на пути к преодолению коррупции рассказал исполнительный директор Transparency International Украина Алексей Хмара.

Задача антикоррупции

Главная задача антикоррупционной реформы — сделать максимально прозрачной деятельность власти. В первую очередь, должны быть открыты реестры и базы данных. Сейчас у нас открылись реестры недвижимости, земли. Законодательно уже открыт реестр собственности на автомобили, правда, технически он еще не работает, но до конца года заработает. Также открытым стал реестр конечных владельцев бизнеса. В общем открыто около 10 различных реестров и баз данных.

Благодаря этому начинается "революция". Например, идем по городу, а дорогу перегородил огромный дорогой автомобиль-джип. Смотрим на его номера, заходим в реестр, узнаем, чья это машина. Если чиновника — в другом реестре смотрим его декларацию. Если в соответствии с ней он довольно бедно живет, интересуемся — есть ли он среди конечных владельцев какого-то бизнеса. Если этот момент биографии нигде не отражен — начинаются проблемы у такого человека. Мы обращаемся к правоохранительным органам, и говорим, что на основании открытых данных просим разобраться с коррупционером. По такой схеме менять страну могут не только активисты или журналисты, но и каждый сознательный украинец.

Уголовная ответственность за коррупцию

Основной инструмент борьбы с коррупционерами — криминализация ответственности. Два года назад не было никакой ответственности за ложь в декларации. В этом году появился штраф в размере 850 гривен. Начиная с 2016 года наказание за ложную информацию в декларации — два года тюрьмы.

Сейчас уже можно заметить, что многие из декларантов начали "уточнять" свои данных. Причина проста — если вдруг в следующем году окажется большое несоответствие между доходами и декларацией, новые антикоррупционные органы начнут спрашивать — а где взял? А кроме наказания в виде лишения свободы на 2 года за лживую декларацию, есть еще статья в уголовном кодексе — незаконное обогащение. Предусмотренное ею наказание — минимум три года тюрьмы, а также конфискация всего имущества, происхождение которого чиновник не может объяснить.

Антикоррупционные институты

Чтобы наказывать коррупционеров — нужны правоохранительные органы. А пока у нас тотальная коррупция и в правоохранительных органах. Они очень не хотят что-то делать по закону. Чтобы разорвать этот порочный круг, решено создать ряд принципиально новых антикоррупционных конституций, каждая из которых будет отвечать за свое направление.

Самая большая проблема — высокопоставленные коррупционеры: министры, судьи, прокуроры, бывшие президенты. Максимум, чем они расплачиваются за коррупцию — штраф. Причем, чем больше коррупция — тем меньше штраф. Чтобы "выводить на чистую воду" высших чиновников, создано Антикоррупционное бюро. Много дискуссий велось вокруг личности руководителя этого бюро. Однако его избрали, и активисты считают, что выбрали довольно прозрачно.
Также отобрали уже 70 антикоррупционных детективов. Выбирала полгода конкурсная комиссия, куда входили и общественные представители. Заявки подали 2400 кандидатов. Отбор проводился в несколько этапов: анализ документов, собеседование, компьютерный тест на оценку знаний законодательства, тест на оценку способностей, полиграф, проверка состояния и подозрений на коррупцию. Сейчас эти 70 специалистов прошли специальное обучение в Украине и за рубежом. Для полноценной работы им сейчас не хватает технического оборудования.

Читайте также: Кто такие антикоррупционные детективы и для чего они Украине

К тому же, по уголовно-процессуальному кодексу следствие не может осуществляться без контроля со стороны прокуратуры. Но поскольку прокуратура коррумпирована, то доверить ей следить за некоррумпированным органом, который следит за коррупционером — глупо. Поэтому решено создать независимую антикоррупционную прокуратуру, которая будет заниматься только контролем за антикоррупционной деятельностью.

"Чисто не там, где убирают..."

Вылавливать коррупционеров после того, как они появились — малоэффективно. Нужен комплекс мер, направленных на предупреждение коррупционных деяний. Для этого создают Агентство по превенции коррупции. Его цель — не давать вообще возможностей, чтобы стать коррупционером.

Первая функция этого агентства — следить за декларациями о доходах. По разным данным в Украине от 700 до 900 тысяч чиновников, и для проверки их деклараций понадобилась бы еще отдельная "армия" проверяющих. Поэтому, чтобы облегчить эту работу, со следующего года (предварительно с июля) все чиновники будут подавать декларацию онлайн. То есть, заходить на специальный ресурс, заполнять все поля, а дальше система автоматически проверять данные, потому что будет иметь доступ ко всем реестрам. Если система будет выявлять какое-то несовпадение, их будут выяснять уже работники агентства. И либо чиновник объяснит, откуда "лишние" средства или имущество, либо ответит перед законом. Причем касается это абсолютно всех чиновников — начиная от министра и заканчивая сельским головой.

Вторая функция этого агентства — урегулирование конфликта интересов. Часто городские советы, их комиссии или отдельные чиновники принимают решения не в интересах общества, а в интересах определенных лиц. Например, когда городской совет под давлением председателя или секретаря совета принимает решение о передаче в аренду земли сыну или брату того же мэра или секретаря. И таких решений по Украине — четверть от всех, и они как бы даже законные. Но это конфликт интересов. Агентство получило право решать такие конфликты, выяснять, есть ли давление, незаконные решения и т.п., и останавливать такие решения и добиваться их отмены через специальную судебную процедуру.

Еще один пункт работы агентства — проверять действующее законодательство на предмет присутствия в нем каких-то "лазеек". Не секрет, что половина схем, где воруют миллиарды, законные, то есть — просто написаны так, что можно повернуть, как удобно.

Также граждане получат возможности для влияния и контроля за антикоррупционной деятельностью. В частности, функция контроля финансов политических партий. В качестве одного из инструментов уже подписан закон о государственном финансировании партий. Согласно ему, чтобы претендовать на эти средства, партии должны отвечать ряду сложных условий: навести порядок в финансах, иметь возможность публичной отчетности об их расходах, иметь распределение между функциями принятия решений и контроля решений и тому подобное. Однако, это не значит, что весь украинский бюджет теперь отдадут партиям. По предварительным подсчетам, сумма денег для финансирования всех партий составит около 500 млн гривен в год.

Где "буксует"?

Проблемы есть по всем направлениям работы. В частности, кадастровые реестры удалось "рассекретить" достаточно быстро и просто. Вместе с тем Министерство внутренних дел во главе с министром Арсеном Аваковым очень неохотно открывали реестр автомобилей. Причина проста: высокие милицейские чины первыми не смогут объяснить, откуда у них при достаточно скромных зарплатах автомобили стоимостью сотни тысяч гривен? Объясняют сложность открытия этих баз тем, что не смогут обеспечить доступ такому большому кругу людей. Звучит смешно, если вспомнить, что успешно работает ряд открытых баз, то есть технологии есть.

Для криминализации не хватает принятия некоторых технических законов. В частности, остается не до конца прописанным механизм управления конфискованным и арестованным имуществом. Поэтому возникла необходимость создания специальной институции, которая бы этим управляла. И в принципе, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект "О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений".

Но его изуродовали, и смысла в таком институте почти нет, — говорит Алексей Хмара. Здесь тоже все просто — создание прозрачной структуры, что будет действительно управлять имуществом, сделает невозможным любые способы "подзаработать" на его продаже. Поэтому и в этом вопросе возникает сопротивление действующей системы.

Общественные активисты, журналисты, и международное сообщество "с боем" отстояли принятия антикоррупционного законодательства. Удалось прозрачным образом выбрать руководителя Антикоррупционного бюро. Далее возник якобы технический вопрос формирования антикоррупционной прокуратуры. И здесь снова буксование. Все же понимают, что тот, кто будет контролировать антикоррупционную прокуратуру, которая будет контролировать антикоррупционное бюро, собственно, будет влиять на всю антикоррупционную систему. Поэтому и начались "танцы" вокруг вопроса назначения, если не "своего" руководителя антикоррупционной прокуратуры, то хотя бы такого, которым можно манипулировать. По словам господина Алексея, активисты пока не допускают навязывание одиозных персон, так же как и безвольных руководителей, потому что это так же опасно.

Цена антикоррупции

Финансирования для новых антикоррупционных институтов на этот год хватает. Деньги выделены. Но агентство по превенции коррупции должно запуститься еще в летом, а по факту запустится в конце года, а это значит, что освоить выделенные средства просто не успеют.
По предварительным подсчетам, для нужд Антикоррупционного бюро, чтобы полноценно запустить его в работу, нужно 800 миллионов гривен. Детективам для работы требуется оборудование, программное обеспечение, вооружение и тому подобное. А средства на него уже в следующем году выделять не хотят из бюджета. Только на зарплаты. Выручают международные институты, которые и выделяют финансирование. Однако то, что Украина не хочет финансировать свои же антикоррупционные органы, выглядит, как минимум, странно.

Как преодолеть взяточничество в медицине и образовании

Бороться с лживыми декларациями и незаконными доходами чиновников нужно. Но существует также массовая проблема взяточничества на низших уровнях власти, а особенно в медицинской и образовательной сферах.

Здесь же только антикоррупционная реформа не справится. Нужно также менять подход к медицинской системе Украины. В частности, перевести незаконные взятки в законные и сделать медицину не бесплатной, а страховой, например. Но для этого нужно менять Конституцию, в которой у нас задекларирована бесплатная медицина.

В сфере образования ситуацию могли бы кое-что исправить официальные благотворительные фонды, куда родители и спонсоры могли бы прозрачно предоставлять средства и так же прозрачно отслеживать на какие нужды эти деньги расходуются. Впрочем, эти шаги пока на стадии обсуждения.

Непрестижная госработа

Борцы с коррупцией уверены, что систему надо менять и даже ломать. Нужно сделать все, чтобы на госслужбе невозможно было воровать. Так же чтобы не интересно стало идти в политику ради наживы. Конечно, если цель удастся достичь, то получим отток желающих идти работать в госструктуры. Там останутся пенсионеры и неприхотливые, неактивные люди.

Но эту проблему уже должны решать госуправленцы, и те, кто занимается административной реформой.

Когда мы избавимся коррупции?

На полную система борьбы с коррупцией не заработает в ближайшее время. Алексей Хмара предположил, что даже за три года вряд ли процесс выйдет на мощные рельсы. Ведь это именно процесс, а не действие. А если его умышленно тормозят, то добиться результатов не так просто. Значительно проще, быстрее и эффективнее процесс бы продвигался, если бы хоть один из высших государственных руководителей — премьер-министр, президент, председатель парламента, взял на себя ответственность за проведение реформы, четко ее контролировал и способствовал ей. Вместо этого они ограничиваются популистскими заявлениями.

Впрочем, приобщиться к делу, как это ни банально звучит, могут и даже должны все. Как минимум — не закрывать глаза на коррупционные действия, которые видите, и не принимать в них участия, конечно.