После смены власти общество заметно изменилось и стало требовать реальных реформ. Попытки проведения этих реформ, с переменным успехом, продолжаются уже почти три года. Что-то удалось, а что-то нет.

За последние пару лет в Украине было начато несколько реформ и самая заметная из них – реформа МВД, создание новой полиции. Да и СБУ, фактически поднята из руин, а украинская армия сильна как никогда раньше.

Что касается недостатков работы полиции, то желательно проводить более качественную подготовку сотрудников. Тогда доверие к этой структуре будет еще выше.

Есть некоторые реформы и в сфере госслужбы – на должности теперь проходят открытые конкурсы. Эти конкурсы еще не безупречны, но изменения уже происходят. Меньше всего критики вызвал конкурс на должность главы Нацполиции, который выиграл Сергей Князев. Можно не сомневаться, что если бы конкурс прошел с нарушениями, то оппоненты новой полиции бы этим воспользовались и подняли шум. Однако, даже оппонентам придраться было особо не к чему.

Понятно, что для того, чтобы увидеть более явные результаты реформ нужно время. А в некоторых аспектах, таких как безопасность государства, необходима совместная ответственность граждан и правоохранителей. Создать современную полицию – это хорошо, но еще недостаточно. Необходимо научить людей тоже разделять часть ответственности за себя и окружающих.

Кроме того, реформы силовых, оборонных и правоохранительных ведомств невозможно проводить в отрыве друг от друга. Это комплексный и взаимосвязанный процесс, который может занять достаточно много времени.

Что касается борьбы с коррупцией, то в этом году необходимо продолжить е-декларирование. Эта реформа обязательно даст результат, если продолжится на протяжении нескольких лет. Чиновники постепенно начнут понимать, что воровать миллионами нет смысла, поскольку незаметно спрятать украденное уже не получается. За все эти многоэтажные дома и личные автопарки придется отчитываться, а это сложно и страшно.

Можно отметить и создание НАБУ. Пока эта структура еще не показывает выдающиеся результаты, но саму идею создания антикоррупционного органа, который расследует преступления высших должностных лиц – необходимо всячески приветствовать.

Министерство Юстиции уже в 2016 году начало реформы по упрощению бюрократических процедур. Некоторые из этих реформ не бесспорны, например, брак за сутки представляется мне сомнительной идеей. Если у людей есть твердое намерение пожениться, то не вполне понятно, почему они не могут подождать месяц, как это предусматривает старая процедура?

Тем не менее, общая тенденция уменьшения бюрократической волокиты в различных сферах жизни – вселяет осторожный оптимизм. Бюрократия это одна из причин, которая, в конечном итоге, порождает коррупцию. Когда перед человеком стоит выбор, носить пару недель бумажки, всевозможные справки или просто дать 200 гривен, то многие предпочитают второе. Ведь за время, потраченное впустую, можно заработать намного больше.

Резюмируя можно сказать, что для любого незаангажированного аналитика вполне очевидно, что реформы есть. Главное не утопить их в пустой болтовне, а отмечать достижения, но и честно признавать наличие большого количества проблем.

Читайте также: Реформы власть должна провести в 2017 году?