А это - не единственный элемент, благодаря которому потребитель мог отличить подделку от банальной «бадяги». Если делать их на качественном и одновременно недорогом оборудовании, от оригинала без лаборатоных исследований их не отличит даже эксперт. По словам специалиста в области защиты печати Сергея Мельниченко, технологии, которые ранее были установлены только на заводах, сейчас благодаря прогрессивным новациям, доступны едва ли не каждому из нас. А потому узор акцизной марки можно воспроизвести с точностью до 99,9%.

Заварили всю эту кашу чиновники, уверены специалисты. Ведь законных оснований производить марки без голограмм нет. Журналист Бюро журналистских расследований Анна Фионик говорит, версия чиновников - уменьшение финансовой нагрузки на производителей. «Затевалось все это с официальной целью удешевить марки. Такой подход существенно повышает рентабельность производства. По расчетам, она составляет 1156%. Мы понимаем, почему так происходит - они продают некачественный продукт по цене того, который ранее был защищен», - отметила Анна Фионик.

Цена такого необдуманного шага - 6 миллиардов гривен. Столько недополучать госбюджет ежегодно. А еще - потерянное здоровье и, не исключено, жизни тысяч украинцев. Координатор Центра потребительского контроля «ЧЕК» Игорь Каневский говорит - государство просто-напросто от проблемы «открестилось»: «На любое действие фальсификаторы имеют собственное противодействие. А сейчас произошло то, что фактически государство просто подняла руки и сказало - делайте что хотите. Мы ничего не будем защищать!»

Вместо того, чтобы приобщаться к мировой практике, усилив защиту акцизных марок в несколько раз, наша страна идет обратным путем. А он возвращает Украину на полтора десятилетия в прошлое, уверены специалисты.