На прошлой неделе Палата представителей США проголосовала за новые санкции в отношении Ирана, Северной Кореи и России. Законопроект о новых ограничениях в ответ на действия правительств этих стран в американском парламенте обсуждали с начала лета. Когда впервые документ поступил в Сенат в июне, то его отправили на доработку. Теперь он вернулся в нижнюю палату парламента США. Палата представителей поддержала законопроект с давно не виденным единодушием: 419 – за, 3 – против и 11 – воздержались. Еще более единодушным был Сенат – 98 голосов против 2 (всего 100 сенаторов).

В интервью "Голосу Америки" бывший посол США в Украине Стивен Пайфер сказал, что новый документ является выражением недоверия Конгресса Белому дому. Это инструмент давления на Дональда Трампа по делу с вероятным российским вмешательством в выборы президента США. Мол, если он откажется от их подписания, то укажет на связь с Россией. Поэтому, возможно, этот законопроект и содержал ограничения сразу по трем странам: ведь Дональд Трамп не может отказаться от давления на Иран или Северную Корею.

Читайте также: Этот закон просто потрясающий по масштабу, – Пионтковский о новых санкциях в отношении России

Это все указывает, что президент США, скорее всего, поставит свою подпись под новыми ограничениями. Политолог Евгений Магда уверен, что закон об усилении американских санкций вступит в силу: в любом случае, единодушие американских конгрессменов и сенаторов говорит, что даже без согласия Дональда Трампа они смогут обойти вето

Американсьткі парламентарі майже одностайно виступили за нові санкціїАмериканские парламентарии были фактически единодушны в вопросе усиления санкций

Усиленное давление

Конгресс США не предложил принципиально новый документ или подход к санкциям. Американские законодатели структурировали или дополнили предыдущие ограничения. Эти изменения призваны сделать санкции более эффективными, устранить их разночтения и назначить четкие процедуры их действия и устранения.

Часть, касающаяся санкций против России, можно разделить на несколько блоков.

Во-первых, закон предоставляет силу указам Барака Обамы, которые были подписаны еще в 2014 году. Они касаются санкций в отношении сепаратистов в Украине и их пособников, лиц из окружения Януковича и Путина. Речь идет о свободе передвижений и блокировке счетов в банках. Также американским гражданам запрещено инвестировать в энергетику, разработку оборонных технологий и финансовый сектор России.

Во-вторых, с принятием этого закона вступают в силу другие указы предыдущего президента США от 2015 и 2016 года. Это реакция на кибератаки Кремля на США. Указы блокируют активы России по ту сторону Атлантического океана.

Російське втручання у вибори не минуло безслідноРоссийское вмешательство в выборы президента США не прошло безнаказанно

В-третьих, санкции касаются коррупции в высших кругах власти в России и нарушений прав человека Москвой. Теперь министр финансов, председатель Национальной разведки и госсекретарь США должны готовить для Конгресса отчет об участии чиновников России в коррупционных схемах, о государственных российских компаниях, связанных с иностранным бизнесом, о незаконных финансовых потоках с РФ, о тех союзниках США, которые обходят санкции, и тому подобное. Эти отчеты не будут секретными, следовательно, кто угодно сможет ознакомиться с ними.

Наконец, едва ли не самая большая часть документа посвящена давлению на Россию в сфере энергетики. Конгресс расширил санкции, которые были до сих пор в этой сфере. Ранее президент США был вправе запрещать привлекать средства к добыче нефти в России и финансовой сфере страны. Также он имел право запретить приватизировать российские государственные энергетические компании и инвестировать больше, чем 10 миллионов долларов. Теперь он обязан это сделать. Также запрещено привлекать американские средства в проекты разработки новых месторождений нефти за пределами России, в которых по меньшей мере 33% российского капитала.

Евгений Магда уверен: эти санкции серьезно бьют по российским интересам.

Энергоресурсы – один из основных источников получения валюты. Как только Трамп подпишет этот закон, можно будет начинать следить за падением курса российского рубля. Это не значит, что это произойдет здесь и сейчас, ведь в России около 400 миллиардов золотовалютных резервов. Но эффект будет ощутим,
– говорит аналитик.

Руководитель Центра глобалистики "ХХI" Михаил Гончар говорит, что новые американские ограничения способны нанести серьезные проблемы России. Они тщательно продуманы, ведь точечно воздействуют на проекты, из которых Россия до сих пор получала немалые средства от западных партнеров, и делала их зависимыми от своих энергетических ресурсов.

Под действие этого документа попадет "Северный поток – 2" и т.н. "Турецкий поток – вторая нить", если он будет реализован российской стороной. В идеале эти санкции должны заблокировать реализацию проектов вредных для ЕС и для Украины. Как минимум, это может сильно замедлить их реализацию,
– объясняет Михаил Гончар.

Он добавляет, что под санкции, по сути, попадут те европейские компании, которые сотрудничают с "Газпромом" или другими российскими энергогигантами.

Европа против

Германия и Австрия, что заинтересованы в газопроводе "Северный поток – 2", критиковали новый американский закон о санкциях еще в июне. В конце концов, когда в июле представители Демократической и Республиканской партий США начали заявлять о достижении согласия относительно новых ограничений, свое недовольство высказали и в Европейской комиссии. Ее председатель Жан-Клод Юнкер 19 июля подготовил специальную записку к комиссарам, сообщает Politico.

В докладе говорится, что новые санкции могут несправедливо нанести ущерб европейским компаниям. Также председатель Еврокомиссии обеспокоен, что такой шаг американского парламента может "разрушить трансатлантическое единство и единство Большой семерки" в вопросах аннексии Крыма Россией. Поэтому в Брюсселе надеются, что руководство США пересмотрит свое решение.

У ЄС дуже незадоволені діями СШАВ ЕС очень недовольны инициативой Вашингтона

По информации Politico, Еврокомиссия надеется, что Вашингтон предоставит гарантии, что санкции не коснутся европейских компаний (такие гарантии в 2014 предоставлял Барак Обама). Если такого решения со стороны американской власти не будет, то Брюссель признает санкции от США не действующими на территории ЕС. Они запустят постановление Совета ЕС 2771/96, о том, что экстерриториальные решения других стран не могут быть применены на территории Объединенной Европы. В конце концов в Еврокомиссии также надеются на реакцию ВТО на санкции США.

Михаил Гончар в колонке на УНИАН пишет, что эта ситуация лишний раз доказывает высокий уровень "шредеризации" ЕС (Герхард Шредер бывший канцлер Германии, по завершению политической карьеры перешел на работу в "Газпром" "24"), высокую степень зависимости Европы от России. Собственно страна Шредера и Австрия являются самыми ярыми защитниками проекта "Северный поток 2" в Европе.

В этом смысле также показательна ситуация с Францией. Чуть больше месяца назад президент Франции Эммануэль Макрон на саммите ЕС обратился к центральноевропейским странам, которые не хотят принимать беженцев из Сирии (Польши, Чехии, Словакии, Венгрии), что ЕС это не супермаркет, и тот, кто не хочет разделять его ценности, должен претерпеть политическое давление. Уже через месяц французский МИД заявил, что санкции США против Ирана и России противоречат международному праву.

Но Михаил Гончар говорит, что заявления, звучащие из Берлина, Вены и Парижа, а также заявления от Еврокомиссии не надо воспринимать как позицию всего ЕС. Например, президент Литвы Даля Грибаускайте уже поддержала новые ограничения от Вашингтона. В комментарии 24 Каналу Михаил Гончар также призвал вспомнить, как год назад тринадцать стран ЕС Болгария, Дания, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Венгрия, Финляндия, Чехия и Швеция выступили против строительства "Северного потока 2" . По мнению эксперта, это позиция брюссельской бюрократии, а не всех 28 стран-членов.

В ЕС важнейшие вопросы принимаются консенсусом. В вопросе американских санкций его сейчас нет. Впрочем, это не значит, что даже при вступления в силу этих ограничений и неспособности Брюсселя ответить на них, лоббисты "Северного потока 2" в Европе не найдут возможности его реализовать.

Станет ли "Северный поток – 2" яблоком раздора?

Германия может объявить "Северный поток – 2" (собственно, она так его и трактует) проектом частного интереса группы компаний. Мол, он не подпадает под компетенцию ЕС, это частная инициатива. Тем более, что в Балтийском море нет ничьей национальной юрисдикции и условия проекта можно согласовать с теми, через зоны чьего экономического интереса он будет проходить. Это интересно "Газпрому", России, Германии, а также Австрии и Франции, чьи компании поддерживают этот проект,
– пояснил Михаил Гончар.

Удар по единству. Чьему?

Несмотря на то, будет ли проект "Северный поток – 2" реализован или нет, новые американские санкции наносят существенный удар по российским газовым амбициям и активам, действительно способствуя диверсификации источников энергии в ЕС.

Читайте также: Антироссийские санкции не разрушат союз США и ЕС, – эксперт

Евгений Магда говорит, что в этих ограничениях есть непосредственный интерес США. Во-первых, они замораживают дальнейшую экспансию "Газпрома" через развитие новых месторождений газа. Во-вторых, они способны начать процесс вытеснения России из некоторых стран Европы. Речь идет прежде всего о поставках сжиженного американского газа кораблями в страны Центральной и Восточной Европы. Первый LNG-терминал в Польше уже работает, и Вашингтон намерен расширять свои экспортные возможности в этом регионе – для порождения спроса на свои энергоносители они заинтересованы в уменьшении роли "Газпрома" здесь.

В то же время политолог отмечает: Россия будет всячески пытаться использовать новые ограничения в свою пользу. Хотя это ударит по ее экономике и политическому весу, Москва будет играть вопросом санкций, чтобы поссорить Брюссель и Вашингтон.

Аналитик Евроатлантического Владимир Горбач расценивает противоречия между ЕС и США как новое испытание евроатлантической единства. Он говорит, что развитие событий в этом вопросе может быть подобным тому, которое ранее имел вопрос расходов в НАТО. Президент США Дональд Трамп потребовал от своих европейских коллег по Альянсу увеличение расходов на него. Они сначала отказывались от этого, но в итоге приняли условия американского лидера.

Что на самом деле возмущает ЕС? То, что внутриамериканских якобы вопрос затрагивает европейские компании. Их возмущает, что санкции не согласовали с ними. Если Обама согласовывал, то у Трампа даже нет выбора сейчас. Консенсус может лежать в решении этого противоречия,
– резюмировал Владимир Горбач.

Он также не исключил, что реакцией Брюсселя на новые ограничения, может стать усиление собственных санкций в отношении России.

Михаил Гончар признает, что санкции США могут расколоть ЕС. Но Объединенная Европе до сих пор не имеет общего решения проблемы беженцев, энергетического сотрудничества и расходов на оборону. Аналитик говорит: ЕС и так уже расколот. Это означает, что он не сможет принять общей позиции относительно санкций. Что же касается единства Брюсселя и Вашингтона, то ситуация больше зависит от действий США:

Американцы нанесли превентивный удар, чтобы прекратить российскую экспансию. Они получили реакцию европейских союзников, которая свидетельствует о том, что удар нанесен правильно. Главное, чтобы американцы не отступились,
– говорит Михаил Гончар.

В этой ситуации Украина имеет место заинтересованного зрителя, ведь не способна непосредственно выступать игроком в вопросе санкций. Но официальный Киев мог бы более четко формулировать свою позицию Европейской комиссии как партнер, что подписал с ЕС Соглашение об ассоциации. Ведь сотрудничество Европы и "Газпрома" затрагивает уже непосредственно украинские энергетические интересы, ведь наша страна до сих пор является одним из самых мощных транзитеров российского газа в Старый Свет.