Рейтинг составлен на основе анализа 51 центрального органа исполнительной власти.

По результатам исследования "способности к диалогу", рейтинг возглавили Министерство регионального развития с 55-ю баллами из 58-ти возможных, а также Государственная аудиторская служба с 49-ю баллами.

Аутсайдерами оказались Государственное космическое агентство Украины с 23 баллами, Министерство молодежи и спорта с 24 баллами и Министерство юстиции — 26 баллов.

Невозможно осуществлять регуляцию, не советуясь с обществом и бизнесом. Отговорки "сайт сломался", "почта не работает", "сотрудник ушел в отпуск" недопустимы. Представьте: вы приходите на работу 2 января, а оказывается, что правила изменились 1 января. Чтобы к ним адаптироваться, у вас была новогодняя ночь. Бизнесу важно знать о планах министерств и ведомств не раз в год, а постоянно держать руку на пульсе, реагировать на предложения в режиме онлайн, адаптироваться к ним и быть полноценными участниками диалога,
— отметил ведущий аналитик BRDO Игорь Лавриненко.

Министерства и ведомства должны понимать: если не соблюдена процедура консультаций, регуляторный акт может быть отменен. Совет прост — выполнять украинское законодательство,
— отметил Государственный секретарь Министра регионального развития Максим Малашкин.

Он продолжил, что правильная позиция — инициировать комплексный анализ регулирования по рынкам в формате Зеленых и Белых книг, как это сейчас делает BRDO. Дальше — проводить публичное обсуждение исследований на круглых столах с привлечением различных органов государственной власти, бизнеса, экспертов. Министерство регионального развития уже активно приобщается к этому формату, сообщил Малашкин.

BRDO разрабатывает Зеленые Книги — аналитические документы, посвященные проблемам регулирования украинских рынков. На их основе будут написаны Белые книги, которые лягут в основу изменений в законодательство. Свои комментарии и предложения можно оставить по ссылке: regulation.gov.ua.

Государственные институты декларируют, что готовы обсуждать свои решения с бизнесом, но часто это больше похоже на монолог власти. Мы не знаем, увидели ли наши рекомендации и учтут ли. Но мы конечные бенефициары регуляторных изменений, мы знаем ситуацию изнутри и наполняем бюджет страны. Компании "Союза украинских предпринимателей" (СУП) в 2015-16 году уплатили 14 миллиардов гривен налогов. Власть должна быть бизнес-ориентированной, только так мы можем говорить об экономическом развитии Украины,
— отметила исполнительный директор Союза Украинских Предпринимателей (СУП) Екатерина Глазкова.

Многие ведомства относятся к выполнению требований формально, выкладывают важные документы в pdf, а искать такой документ или работать с ними невозможно. Министерства не информируют общество о своих планах, вносят изменения в регуляторные акты задним числом. Некоторые институты просто не считают свои регуляторные акты регуляторными. Существует также проблема взаимодействия между органами, которые формируют политику и теми, кто ее реализует. Например, архивная служба готова к диалогу, а министерство ничего не делает 3, 5 месяцев, год. Бывает и наоборот.

Анализ открытости министерств оценивался по четырем маркерам:

  • Способна ли власть быть прогнозируемой, то есть заранее планировать регуляторную деятельность и информировать общество о правилах, которые она хочет изменить?
  • Способна ли власть привлекать и учитывать предложения стейкхолдеров при разработке и принятия регуляторных актов?
  • Способна ли власть информировать общество о своей регуляторной деятельности?
  • Способна ли власть оценивать эффективность действующего регулирования?

Далее BRDO подготовит аналитические материалы, письма-разъяснения, как органам власти лучше коммуницировать свою регуляторную деятельность.