Сегодня в Верховной Раде на круглом столе определяли конкретные шаги всех заинтересованных сторон (правительства, ВР, Администрации Президента, общественности), от которых будет зависеть качественная имплементация этого закона. А у экспертов-аналитиков тем временем уже есть замечания относительно сомнительных норм, которые содержит этот закон и которые не были ликвидированы после его доработок.

Слишком независимое НКРЭ

Как пояснил в комментарии сайту "24" Руководитель сектора "Энергетика" Офиса эффективного регулирования Алексей Оржель, новый закон "О НКРЕКП" написан так, что енергорегулятор "выпадает" из философии эффективности государственного регулирования.

Не только касательно механизма и процедуры подготовки нормативного документа, но и с общей философии. Ни оценки, ни взвешенности в прописанных нормах его деятельности нет. Енергорегулятор согласно принятому закону настолько независим, что абсолютно ни с кем не обязан проводить соответствующую процедуру,
— отметил эксперт.

Согласно новому закону енергорегулятор может не юстировать свои решения. С одной стороны — это позволит НКРЭ принимать решения быстро, избегая таким образом 3-месячной процедуры регистрации решений в Минюсте. С другой стороны, отметил Оржель — регулятор, который не контролируется никем и ничем, и не подпадает ни под одну процедуру, на самом деле представляет угрозу для бизнеса.

Завтра-послезавтра он может неожиданно для субъекта деятельности ввести какое-то новое регулирование. Если в рамках Государственной регуляторной службы бизнес может пожаловаться на новый документ и сказать: "Подождите, что вы делаете?", то организуются круглые столы, рабочие совещания, все это обсуждается. В случае независимого регулятора все это невозможно. Поэтому это дополнительные риски ведения бизнеса,
— пояснил специалист.

НКРЭ и суд

Поскольку ни Кабмин, ни Минюст не будут влиять на решения регулятора, единственной ветвью власти, которая сможет принимать решение о законности деятельности енергорегулятора по лицензированию, будет суд, отметил Оржель. Например, закон закрепляет деятельность по лицензированию полностью за НКРЕКП.

В таком виде, когда высшую силу над регулятором имеет только судебная власть, этот орган действует в США. Но нельзя сравнивать современное состояние общественного сознания в Украине и Штатах. Так же сложно сопоставлять американскую судебную систему и нашу. Украинцы часто просто боятся обращаться в суд, у нас нет такой правовой культуры. Кроме того, любое обращение в суд — это серьезный временной лаг. А значит — быстро принятое НКРЕКП сомнительное решение будет не так просто и быстро отменить,
— пояснил эксперт.

Адвокат Яков Гольдарб, который осуществляет юридическую поддержку ОО "Общественный аудит", отметил еще более глубокое противоречие: статья 3 закона предусматривает, что обжалование решения НКРЕКП в судебном порядке не прекращает его исполнение.

Адвокат уточнил: решение субъектов властных полномочий обжалуются в порядке, предусмотренном КАС Украины, который, в отличие от ЗУ "О НКРЕКП", предусматривает возможность прекращения обжалуемых решений в порядке обеспечения иска, кроме актов Президента, Верховной Рады, НБУ, Фонда гарантирования вкладов физлиц, Высшего совета юстиции.

Как видим, НКРЕКП нет в списке тех, чьи решения "не останавливаются", но Закон Нацкомиссии такое право предоставляет. Однако КАСУ является специальным нормативным актом, регулирующим процесс судебного обжалования действий и решений государственных органов, а потому именно его нормы имеют преимущество по сравнению с нормами "общего" Закона "О НКРЕКП",
— пояснил юрист.

"Независимые" зарплаты для НКРЭ

Статья 12 Закона указывает на то, что зарплата членов регулятора, как и его сотрудников, должна обеспечивать "достаточные материальные условия для независимого выполнения обязанностей и стимулировать труд", — отметил Гольдарб.

Так, зарплата главы регулятора, а точнее, его "голый" оклад, составит 50 минимальных зарплат (с 1 декабря — 80 тысяч гривен, а при обещанной МЗП в 3200 гривен — 160тысяч); члена НКРЕКП — 40 МЗП (64 тысячи гривен), а любого сотрудника — от 10 до 25 МЗП (от 16 до 40 тысяч).

То есть, Закон косвенно подтверждает, что труд рядовых работников стимулируется зарплатой от 16 тыс грн — еще одно подтверждение, что работа большинства украинцев никак не стимулируется,
— отметил юрист.

О ценах и тарифах

Законом четко не предусмотрено, что именно НКРЕКП устанавливает цены и тарифы на природный газ для населения. В пункте 13 части 1 статьи 17 Закона говорится о праве регулятора устанавливать государственные регулируемые цены и тарифы на товары и услуги, которые поставляются "естественными монополистами" и поставщикам ЖКУ, если "соответствующие полномочия предоставлены Регулятору законом".

Эта важная деталь наводит на вопрос: какой еще закон необходимо принять для того, чтобы урегулировать полномочия НКРЕКП и почему в этом Законе нельзя было четко прописать полномочия этой Нацкомиссии?
— акцентировал Яков Гольдарб.

В целом эксперты сходя,,тся во мнении, что закон о НКРЕКП в нынешнем его виде не обеспечивает одно из ключевых условий для деятельности регулятора — независимость от влияния на его работу заинтересованных лиц. И напоминают: Нацкомиссия регулирует отрасль с годовым оборотом в около 300 миллиардов гривен.

Читайте также: Электроэнергия как товар: что обещает закон о рынке электроэнергии