Наше интервью с Луном едва не сорвал внезапный львовский ливень. Почти промокшие, мы все-таки решили встретиться и провести запланированную разговор. Слово сразу же предоставляем герою этой публикации:

- Родился я в городе Тайюнь в китайской провинции Шаньси, ходил в школу, которая у нас имеет 12 классов. Второй год высшей школы я проучился в Японии по программе, которую могут получить китайские ученики. Перед тем у меня просто были индивидуальные занятия по японскому, потому что я планировал туда поехать. Второй раз это уже было сложно сделать из-за того, что трудно было получить визу. Тогда отношения Китая и Японии были не лучшими и почти 80% студентов получили ответ "нет". И если у тебя уже есть штамп в паспорте, то нужно снова ждать 5 лет, чтобы снова туда поехать.

Чем отличалось обучение в Японии от обучения в Китае?

У нас были обычные предметы, такие как математика, химия, грамматика. Но разница заключалась в том, что там много говорят о боге. В Китае мы изучаем философию - о Марксе и Ленине, в то время как о них не говорят в Японии. И когда я вернулся домой, пропустил много из китайской программы. У нас обучение с 07.30 до 20.30 и оно даже в субботу. Правда, в обед у нас есть два часа перерыва, а в субботу мы имеем две лекции утром и две - после обеда. В Японии же обучение только в первой половине дня, а затем могут быть еще какие-то частные уроки.

Как ты считаешь, это хорошо, что дети в Китае все время заняты только учебой?

В Китае так надо. У нас очень сложные вступительные экзамены в университет. И когда в Украине я интересовался, на каком уровне изучают математику в университете, то у нас такой уровень был еще в обычной школе. Также мы очень углубленно изучаем историю и географию. Мы знали, где в Украине выращивают картофель, а где чаще пшеницу, в каких точно местах залегают полезные ископаемые. Я думаю, что украинцы не знают настолько подробно, какие регионы Китая богаты кукурузой, а где лучшие условия для выращивания, например, той же пшеницы.

Насколько я помню, то о Китае в школе мы тоже много говорили.

И так о каждой стране?

Наверное, не о каждой, но о таких стратегически важных и больших по территории - это точно.

Мне в Украине очень часто встречаются случаи, когда меня спрашивают, есть ли в Китае снег. Мне кажется, что если ты учишь о какой-то стране, ее климатические условия, то такие вопросы не должны быть проблемой. И Украина для нас - это небольшая страна, но мы все равно изучаем и много знаем о ней. Знаем о больших городах. Мы не знаем разве что об истории Украины или знаем очень мало. В то же время мы изучаем историю Советского союза, который имел тесные отношения с Китаем.

Если мы вернемся к изучению гуманитарных наук, философии или истории философии вы начинаете изучать с какого периода? Мы, к примеру, на первых занятиях говорим о буддизме, конфуцианстве ...

Буддизма и конфуцианства мы не изучаем. Согласно нашей повседневной философии, в мире нет бога, а человек эволюционировал от приматов. Так принято считать, и мне тоже кажется, что бога нельзя увидеть. И даже если кто-то верит в будду, то мы знаем все равно, что сначала - это обычный человек, который через свои благородные поступки стал буддой. И люди тоже стараются жить по таким правилам, потому что тогда тебе кажется, что после смерти ты можешь жить в другом мире. В буддизме жизнь не имеет начала и не имеет конца. Это просто круг. И сейчас ты в одной части, а затем - в другой части.

В Китае живет еще очень много национальностей - и все они имеют свои религии. Это и христианство, и ислам также. Буддизм, конечно, наиболее распространен, но я воспринимаю буддизм не как религию, а как нашу культуру. В Украине я тоже вижу что-то похожее - когда люди не ходят в церковь, но празднуют религиозные праздники.

Такие праздники приобретают сейчас более светскую окраску. И для некоторых Новый год имеет такое же значение как и Рождество.

В принципе, моя мама верит. И когда два раза в месяц надо ставить специальные палочки, то она это делает. И я делаю это с ней, когда нахожусь дома. По лунному календарю первого и пятнадцатого числа надо повторять такой ритуал. В доме есть специальное место, где сидит Будда и ты уделяешь ему несколько минут.

После возвращения в Китай из Японии ты учился дома? Как судьба занесла тебя в Украину?

Я проучился в Китае еще год и изначально не планировал ехать в Украину. У меня был план вернуться в Японию или поехать в Южную Корею, но в последней надо составлять очень сложный экзамен по английскому языку, а с первой были визовые проблемы. Да и во многих других странах для обучения нужно было знать английский язык. Тогда я пошел в компанию, которая помогает искать страны для обучения, где за него можно было бы платить, но немного. Там мне посоветовали Россию, Украину и Аргентину. И Россию и Аргентину я почти сразу отверг из-за того, что там опасно.

Почему ты решил, что там опаснее, чем в Украине?

О России все знают, что там очень много скинхедов. А в Аргентине бедная жизнь, я даже не знаю, есть ли горячая вода.

То есть у меня об этих странах сразу были такие приблизительные представления. В Аргентине был случай, который показывали в наших новостях, когда там убили двух китайцев. И когда тех убийц уже допрашивали, они сказали, что увидели одежду Адидас, а им это не понравилось, потому что не могут себе такого позволить. И я подумал, что я стану надевать в Аргентине, если там даже в Адидасе опасно ходить? Кроме того, в Тайюни в университете учились две украинки, и они начали агитировать меня поехать в их университет в Киев. Так это и произошло. Сначала я проучился в Киеве один год на подготовительных курсах - то есть учил там только русский язык.

Каково было твое первое, самое большое удивление, когда ты только сюда приехал?

Я не помню точно, но было такое, что я спрашивал у водителя, какой в Украине год? Потому что, выйдя из аэропорта, я увидел старую машину Ладу. У нас такое можно увидеть уже разве что в музее, а здесь она ездит. И она была полностью старая, это не была старая форма с новым мотором. И это для меня было очень интересно.

Как тебя, наконец, занесло во Львов и еще и на факультет украинской филологии?

Русский язык был для меня очень тяжелым, и я не хотел дальше его учить. И когда я слышал, как люди говорят на украинском, мне это больше понравилось. Я знал, что во Львове все говорят на украинском и так я поехал сюда на учебу. А насчет факультета украинской филологии, я просто не знал до конца об украинской системе образования. Я думал, что здесь будут специальные занятия для иностранцев. Но обучение началось и требования ко мне были такие, будто я украинец. Мало того, что я был единственным иностранцем в группе, так я был еще и единственным иностранцем в целом курсе. Правда, здесь, во Львове, очень хорошие подготовительные курсы, особенно - преподаватели, которые учат иностранцев украинскому.

Наверное, ты чувствовал к себе постоянное внимание со стороны преподавателей?

Некоторые преподаватели относились ко мне с пониманием, и я не читал столько же книг, сколько их читали все. И на экзамен я тоже мог готовить не все 20 вопросов, а половину или даже 5 вопросов. Но некоторые учителя не делали для меня никаких исключений, и тогда у меня были талоны. Но с большинством преподавателей у нас были хорошие отношения.

Как бы в таком случае вели преподаватели в Китае? Они бы также шли в таком случае на уступки?

Я думаю, что это было бы невозможно. Если в Украине очень много экзаменов для меня были субъективными, то в Китае точно было бы объективно. Шпаргалками китайские студенты совсем не пользуются, потому что за ними в аудитории следят два преподавателя и две камеры. Даже есть специальное устройство для того, чтобы блокировать пользование мобильными телефонами. А если это вступительные экзамены в университет, то надо проходить такой контроль, как в аэропорту.

На каком курсе ты понял, что уже можешь все понимать и свободно говорить на украинском?

Ну это было где-то после первого семестра второго курса. Когда я начал шутить на украинском и понимать, когда кто-то шутит. Раньше я не понимал, когда смеялись, например, мои одногруппники.

Когда же ты начал преподавать китайский украинцам?

Это было в то же время, со второго семестра второго курса. Но я не очень старался объяснять на украинском языке, а сразу говорил на самом простом китайском. Ну, так примерно происходит и с изучением различных иностранных языков, если преподаватель - носитель языка.

Теперь после возвращения в Китай ты мог бы преподавать украинский для китайцев.

В Китае в четырех городах пробовали открывать курсы языкознания, но в двух уже их закрыли.

Прежде всего это был Пекинский институт иностранных языков. Но студенты учились там четыре года, а после этого не могли нигде найти работу. Точно можно учить украинский и в Шанхае, а в других случаях украинский можно учить как второй славянский с третьего курса, когда студенты учат русскую филологию. Но из всех иностранных языков чаще всего в Китае учат английский.

Насколько легко найти работу молодым китайцам после завершения обучения? Какую роль выполняет в этом страна?

Найти работу очень сложно. Или точнее сказать - трудно найти качественную работу с хорошей зарплатой.

Но сейчас Китай очень динамично развивается. У вас мощная экономика.

Ну экономика - это экономика, а работа - это уже другое. Сейчас многие работы выполняют просто машины.

Кем тогда работают твои родители?

Папа работает поваром, а мама - на почте. То есть это обычная среднестатистическая семья. Или немного лучше (смеется). Но зарплаты для представителей таких профессий намного выше, чем в Украине. И мы можем нормально учиться за рубежом. Но у моих родителей нет машины, потому что с ними и так слишком много проблем. Лучше кататься на велосипедах, что и делает очень много людей.

После шести почти непрерывных лет жизни в Украине тебе уже, конечно, хочется домой. Что такое ты нашел для себя здесь, из-за чего тебе и дальше хотелось бы жить в Украине?

В Украине гораздо лучше воздух. Здесь каждый день можно увидеть звезды. И я не видел их, например, десять лет назад. Наше небо не голубое, а серое.

Здесь много старых домов, а в моем городе все постоянно строится, там 20-летние дома сносят, даже если они еще нормальные. И я этого не понимаю.

А в чем, по твоему мнению, Украине следовало бы стать лучше?

Прежде всего - это система образования и милиция. У меня не было проблем с милицией во Львове. Но сложнее было в Киеве. Конечно, мы все должны иметь документы, и это не проблема, когда их проверяют, потому что это работа милиции. Но когда милиция говорит, что она хочет деньги, а такое было, то такая система мне не нравится. Еще мне кажется, что в Украине узкий выбор пищи. Мы едим гораздо больше овощей. Когда я преподаю китайский и объясняю студентам новые слова, то они очень часто даже не знают о существовании таких овощей. Их можно покупать даже зимой и цена тогда не очень отличается. То есть в Украине ситуация с этим как раз противоположная.

Я был во многих замках возле Львова, и они все нуждаются в реставрации. Там что-то делают, но очень медленно. В это нужно вкладывать больше денег.

Я еще думаю, что для обучения нехорошо то, что преподаватели получают очень маленькую зарплату. И у самом деле способных студентов нет мотивации работать преподавателями. Вместо стипендий студентам можно было бы увеличить зарплаты преподавателям. И для студентов это будет только плюс - тогда они будут иметь хороших преподавателей. И если ты учишься на бюджете бесплатно - это, по моему мнению, уже хорошо и это уже многое значит. У нас стипендии получают очень одаренные студенты, а также те, которые из бедных семей.

Общаясь с украинцами, тебе, наверное, встречались какие-то ошибочные представления о Китае или стереотипы, которые уже ну совсем не соответствуют действительности?

Очень часто меня спрашивали, почему вещи, сделанные в Китае, такие некачественные. Но люди просто забывают о цене за эти вещи. Много китайской продукции продается и в Европе, и в Америке, но там цена в десять раз выше. Люди думают, что все из Китая такое некачественное, но на самом деле есть разные категории продуктов, которые имеют разное качество. И здесь проблема уже в украинских посредниках, которые хотят купить что-то подешевле и выгодно здесь продать. Но у нас просто нет секонд-хендов, и есть поэтому очень дешевая одежда, которая имеет низкое качество, но которую покупают менее обеспеченные китайцы.

Многие, если знают что-то о Китае, то эта информация преимущественно отрицательная. Да, у нас Коммунистическая партия, но в Китае это не так же, как было в Советском Союзе. Поэтому если говорить что-то негативное о Китае, то не надо забывать и о положительных новостях. Нельзя смотреть на все с одной только стороны.

Украина, по моему мнению, тоже очень часто страдает из-за негативно окрашенной информации, которую распространяют о ней за рубежом. Наверное, в этом плане многие страны попадают в такие невыгодные ситуации.

Но это плохо для читателей. Когда люди читают о других странах только все негативное и не имеют реальной возможности сравнить, то они думают, что у них дома - лучше. Но это не всегда правда ...

Беседовал Владимир Сенатовський, Телеканал новостей "24"