Причем, как отмечают они, функцию регулирования отрасли следует передать местным властям.

По замыслу украинской таксомоторной ассоциации, местные органы управления рынком такси должны контролировать тарифную сетку, лицензирование и другие важные вопросы отрасли. Пока ими, как констатируют специалисты, никто не занимается.

Контролировать расценки сегодня нет возможности

"Кто-то объяляет откровенно демпинговые расценки, по которым и на бензин невозможно собрать. А другой может, совершенно не опасаясь какого-либо наказания, устанавливать сказочную цену на услуги. Хотя бы и 100 гривен за километр. Но если он - легализованный перевозчик, то каким-то образом ограничить его в таких ненормальных расценках современное законодательство никакой возможности не дает ", - объясняет председатель правления Украинской таксомоторной ассоциации Анатолий Галазюк.

Нелегальный рынок такси оценивают
в 20 миллиардов гривен на год

Путем легализации рынка такси, по подсчетам экспертов, в государственный бюджет можно было бы привлечь до 1,5 миллиарда гривен. Тем временем весь рынок нелегальных такси оценивают в 20 миллиардов гривен в год.

И правительство, и столичные власти уже объявляли нелегалам войну. В частности, в Киеве планируют создать специальную рабочую группу по легализации.

А чиновники готовят законопроект и основали государственную службу такси, которая получила статус официального перевозчика футбольного чемпионата с базированием в "Борисполе". Впрочем, пока попытки навести порядок в отрасли дают сомнительный результат.

"Вице-премьер Колесников сделал большие шаги - выставлены такси. А вы знаете в чем трагедия? Что они стоят. Это как стоят локомотивы, а рельсы не проложили. Потому любого пассажира, особенно иностранца, особый фильтр людей уговаривает и тянет мимо легальных такси ", - считает экс-министр транспорта и связи Украины Евгений Червоненко.

С почти полной тенизацией ринка
соглашаются не все

Впрочем, с почти полной тенизацией области соглашаются не все. Как констатируют участники рынка, в действительности теневые схемы используют в основном частные перевозчики или банальные неплательщики налогов.

Для таких случаев существует Налоговая. Остальные на этом рынке в совершенно законных рамках, считают таксисты. Но при необдуманных реформах отрасли, ненадолго.

"Есть определенные опасения, что в эту борьбу с нелегалами попадут и легальные фирмы, работающие на рынке такси. Любые ограничения приводят к перекосам на рынке. Те службы, которые легально предоставляли услуги, куда исчезнут? Они уходят в тень. И это , опять же, недобор налогов ", - убежден директор службы такси "1554" Антон Боголюбов.

От борьбы с нелегалами могут пострадать и легальные фирмы

По мнению таксистов, реформировать отрасль следует исключительно рыночными методами. А для повышения качества услуги было бы неплохо создать благоприятные условия для предоставления таксистам автомобилей в лизинг. Тогда и авто были бы новенькие и единого стандарта, и за потребителя боролись качеством.

"А бороться на рынке есть за что. По экспертным оценкам, только в Киеве авто с "шашечками" ежедневно зарабатывают около 5 миллионов гривен. А с началом Евро-2012, когда тарифы и пассажиропоток могут вырасти в 2-3 раза, столичные таксисты ежедневно смогут зарабатывать не менее 20 миллионов гривен ", - говорит журналист Алексей Савицкий.

Навести порядок на ринке к Евро-2012 не удастся

Но в любом случае навести порядок на рынке такси к проведению Евро-2012 уже не удастся, считают эксперты. Хотя власти и ставили себе такую ​​цель.

Поэтому вполне возможно, что заработать на иностранцах смогут как специально созданные официальные перевозчики футбольного чемпионата, так и остальные службы такси и рядовые частные перевозчики.