Ведущую роль в распределении комитетов сыграл флагман коалиции,Блок Петра Порошенко, и в меньшей мере - “Народный фронт”. Именно от договоренностей этих двух фракций зависела тональность переговоров и фамилии претендентов на председательство в комитетах.

Снова, как в случае с голосованием за правительство, БПП решил одним пакетом проголосовать за назначение всех гоав комитетов и их состав. Фамилии претендентов накануне голосования согласовывались внутри фракции БПП, между БПП и “Народным фронтом” и лидерами коалиции в течение всего дня.

Переговорщики не пришли к согласию относительно того, кто возглавит комитеты по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ, а также по вопросам регламента и финансовой политики и банковской деятельности. Этот участок работы парламентарии оставили до следующего вторника, когда будет продлена сессия ВРУ.

За это постановление проголосовали 249 депутата. После чего в зале парламента произошла потасовка между внефракционным Владимиром Парасюком и депутатами из БПП. Как отметил сам Парасюк, он эмоционально высказался в сторону нардепов из пропрезидентской партии, которые проголосовали за это постановление.


По мнению отдельных нардепов, это постановление содержало несколько неприемлемых вещей. Во-первых, в постановлении в трех выше упомянутых комитетах не было указано глав, вместо этого - пустые графы. Поэтому депутаты проголосовали фактически за любую фамилию, которая может быть вписана после голосования. И это создает плоскость для манипуляций и подковерных договоренностей. Во-вторых, других депутатов возмутил тот факт, что в состав комитетов вошли бывшие регионалы, которые голосовали за “диктаторские законы” 16-го января.

Президент в Раде

Негативным явлением для современного украинского парламентаризма является вмешательство Президента Петра Порошенко в работу своей фракции. Есть факты, когда Президент выступает внутрифракционным ньюзмейкером и объявляет фамилии лиц, которые будут возглавлять комитеты. То есть получается, что президент не только хочет присутствовать на заседании своей фракции, но и непосредственно влиять на все назначения в комитетах.

Вмешательство Президента в законодательную власть, а именно такую оценку можно дать этому явлению, нарушает баланс сил между президентской вертикалью (где есть своя сфера влияния и ответственности) и законодательной властью.

Президент желает контролировать и отслеживать “брожения” в своей фракции. Поскольку в состав БПП вошли различные группы депутатов, имеющих порой совершенно противоположные интересы.


Своими действиями президент показывает, что депутаты от его блока не способны самостоятельно работать и являются лишь исполнителями воли гаранта.

Комитетские баталии

Горячие дискуссии происходили практически по всем комитетам. Радикал Олег Ляшко настаивал лишь на одном: возглавить бюджетный комитет. Но его коллеги по коалиции не прислушались к нему и отдали комитет представителю “Народного Фронта” Андрею Павелко.

Возглавить комитет по нацбезопасности и обороне имели желание Семен Семенченко из “Самопомочи” и Сергей Пашинский из “Народного фронта”. По квотному принципу комитет должен отойти к фронтовикам. В качестве компромисса Семенченко стал первым заместителем этого комитета и пообещал создать специальную комиссию, которая будет контролировать деятельность Минобороны.

Представители Оппозиционного блока имели надежду, что получат, согласно квотному принципу, контроль над тремя комитетами. Однако пока не получили ни одного. До последнего они надеялись, что коалиция отдаст им хотя бы регламентный комитет. Но с большой вероятностью он достанется внефракционному “свободовцу” Юрию Левченко.

Стоит вспомнить, что в проголосованном постановлении относительно парламентских комитетов нет назначений трех глав. Это оставляет ведущим партиям коалиции открытый путь к кулуарным бизнес-договоренностям с различными парламентскими группами, в том числе с бывшими регионалами - отдать им комитеты в обмен на определенную лояльность.

Дмитрий Бобрицкий