Украинский рынок розничной торговли одеждой, так же как и рынок дизайнерской одежды, в прошлом году понес потери и сокращения. Однако сегодня ситуация уже не критическая, ведь есть шансы на восстановление модной индустрии в Украине.

Сложный 2014-й

Наибольший удар розничные продавцы, в том числе и одежды, понесли из-за скачков курса валют в 2014 году. Соответственно резко выросли цены на одежду. В результате чего снизилась покупательная способность населения, а покупательские предпочтения изменились.

Существенно повлияло на деятельность продавцов рост арендных ставок во многих торговых центрах, что в условиях снижения товарооборота еще больше снизило рентабельность розничного бизнеса.

В 2014 году был момент, когда розничный рынок одежды в Украине покинули компании Bosco, Esprit, OVS, River Island, s.Oliver и s.Oliver Kids, Minelli, Lee Cooper и New Look.

По мнению специалистов, рынок покинули слабые.

Нельзя говорить, что многие компании ушли с рынка — сильного оттока нет, и к нам продолжают "заходить" новые бренды. Идут те, кто не справился с операционным управлением в кризис, или давно планировали уйти. Часть ритейлеров заморозили или сократили планы открытия магазинов и занимаются оптимизацией процессов,
— отметила главный редактор Украинской ассоциации ритейлеров Нина Мищенко.

Активизация модного бизнеса

Сегодня и создатели, и продавцы одежды отмечают некоторое оживление на рынке модной одежды. Пресс-секретарь ТРЦ "Караван" Юлия Ершова в комментарии "24" заверила, что активизация украинских творцов моды на сегодня есть.

В киевском "Караване" мы открыли в начале лета pop-up store украинских дизайнеров, он достаточно успешно работал. Недавно у нас открылся молодой украинский бренд с хорошей качественной одеждой — Paliychuk. И в регионах у нас есть и сетевые украинские производители, которые также пользуются популярностью у наших покупателей,
— рассказала Юлия Ершова.

Нина Мищенко также подтверждает, что магазины продолжают открываться.

"Товары там разные — от одежды до текстиля, аксессуаров. Это говорит о том, что ритейлеры продолжают жить, тем более, что ставки в торговых центрах снизились. Можно открыться в тех торговых комплексах, на которые раньше не хватало средств", — пояснила она .

Как видим, не сбылись скептические прогнозы относительно половины пустующих торговых центров. По данным компании UTG, в первом полугодии 2015 года вакантность столичных ТЦ составила 7,5% — показатель, сопоставимый с прошлогодним. Торговые центры пошли на арендные уступки, чтобы удержать арендаторов.

Договариваемся по арендным ставкам, понимаем, что кризис, но выживать надо всем. Бизнес должен протягивать руку молодым и перспективным, особенно тем, кто производит качественную одежду. Мы дорожим своей целевой аудиторией, поэтому стараемся предлагать им качественный товар,
— заверила Юлия Ершова.

Кризис — шанс для украинского производителя

Специалисты отмечают повышение интереса потребителей именно к украинским производителям.

За последний год стали активно появляться проекты, связанные с украинскими дизайнерами. Также новые шоурумы украинских дизайнеров или pop-up магазины. В последнее время очень популярны товары украинского производства и многие покупатели хотят выбирать товары именно Made In Ukraine,
— рассказала Нина Мищенко.

В соцсетях начинание Юлии Палийчук — открытие магазина украинской дизайнерской одежды в современных условиях, — назвали подвигом.

"У людей есть базовые потребительские нужды, например, есть, пить, стричься или одеваться. Они это делают всегда, в той или иной степени. Меня никогда не пугали трудности, поэтому даже во время кризиса я вижу возможности. Они заключаются в том, что доллар вырос втрое, большинство одежды на украинском рынке ввозится из-за рубежа в валюте. Мы ввозим только фурнитуру и ткани, потому что качество украинских нас не устраивает. Производство — украинское. Бренд — украинский. Ввозные пошлины мы не платим. Поэтому кризис — это время возможностей для внутреннего производителя. И мы этим шансом воспользуемся на все сто", — прокомментировала сайту" 24" дизайнер свой "подвиг".

По словам Юлии, ее проект сразу же получил успех. Но она считает его результатом кропотливой подготовительной работы, потому что она и ее команда четко знали для кого шьют, в каком торговом центре им нужно присутствовать для того, чтобы дело имело успех. Они тратили много времени на планирование, привлекали внешних бизнес-консультантов.

Цены, озвученные Юлией, выглядят довольно демократичными, как на дизайнерские вещи.

Самая дешевая вещь в PALIYCHUK fashion store стоит 1400 гривен — это платье oversize. Самая дорогая — пальто из натурального кашемира за 10 500 гривен. Средняя стоимость платья составляет 2500 - 2800 гривен. Качественная вещь дешевой быть не может в принципе. Но, как видите, цены у нас довольно конкурентные, учитывая, что ткань у нас в основном итальянская, фурнитура — японская и швейцарская, а дизайн — уникальный в своем роде, потому что наши вещи удобны, практичны и чрезвычайно стильные,
— заверила дизайнер.

По мнению Нины Мищенко, в дальнейшем все будет зависеть от украинских производителей, в частности, как они эту рыночную ситуацию будут использовать для развития. Сейчас у них есть возможность занять определенную долю на рынке. Хотя дизайнер отмечает и определенные проблемы: с качеством тканей и моделей, правильным маркетингом товаров и пониманием, чего хочет производитель. Те процессы, которые в европейских или турецких ритейлеров отточенные, в наших часто вообще только начинают зарождаться.

Читайте также: 24 украинские дизайнера, одежду которых носят за рубежом