Какие виды государственной социальной помощи пришлось сократить, а какие — добавить, сайту "24" рассказала председатель правления "Институт социальной защиты граждан" Светлана Науменко.

Выплаты от государства за последний год

Уже почти 2 года — с декабря 2013 и по сентябрь 2015 года "заморожены" государственные социальные стандарты (прожиточный минимум, минимальные размеры зарплаты и пенсии) и соответственно — все социальные выплаты, которые рассчитываются на их основе: пенсии, государственные пособия и компенсации для социально уязвимых категорий населения.

Из-за гиперинфляции социально уязвимые люди (прежде всего, инвалиды, ветераны, дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, многодетные и малообеспеченные семьи) существенно обеднели.

В частности, еще с декабря 2013 года и поныне официально установленный прожиточный минимум для трудоспособных (минимальная зарплата) составляет 1218 гривен, а для нетрудоспособных (минимальная пенсия) — 949. Тогда как, по расчетам самого же Министерства социальной политики Украины, их фактический размер есть в 2,5 раза выше и в ценах июля 2015 года составляет соответственно 2997 и 2135 гривен.

Социальные выплаты, которые были сокращены или отменены

Согласно закону № 1166 от 27.03.14, с 1 июля 2014 года соответственно в 1,5 и 3 раза сокращено выплату государственной социальной помощи при рождении второго ребенка — с 61 920 гривен до 41 280 гривен, и третьего и последующих детей — с 123 840 до 41 280 гривен.

Если оценивать размер этой помощи в валютном эквиваленте, ведь большинство товаров для малышей является импортированными, то на сегодня по сравнению с серединой 2014 года социальная помощь при рождении 2-го ребенка сократилась в 4 раза (с 7740 $ до 1876 $), а при рождении 3-го и последующих детей — в 8 раз (с 15480 $ до 1876 $). В результате указанного сокращения финансово пострадали более 160 тысяч семей, в которых родился второй и более детей.

Также, согласно законам №71 от 28.12.2014 г. и №213 от 02.03.2015 г. в текущем году впервые за всю историю страны введено налогообложение пенсионных выплат, что привело к сокращению их размера. С 1 января 2015 года облагаются пенсии, величина которых превышает 3 минимальных зарплаты (3654 гривен). От этого антисоциального эксперимента пострадали пенсионеры, которые всю жизнь проработали в шахтах, на металлургических, нефтехимических и др. вредных и тяжелых производствах. А с 1 апреля этого года налогом обложены и пенсии работающих пенсионеров.

В 2014-2015 годах ряд социальных государственных выплат было совсем отменено.

Согласно закону № 1166 от 27.03.14, с 1 июля 2015 года полностью отменили выплату государственной помощи матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Хотя размер помощи был и небольшим — 130 гривен (для малообеспеченных чуть больше), однако не лишним для 1 миллиона 300 тысяч семей, которые ее получали.

Также, согласно закону №76 от 28.12.2014 г. с начала этого года были полностью отменены все социальные выплаты и льготы, предусмотренные для 4-й категории пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе пострадавших детей. В результате, более 837 тысяч граждан, которые на начало 2015 года были отнесены к этой категории, потеряли соответствующую социальную поддержку, в частности, законное право на бесплатное питание и оздоровление пострадавших детей, бесплатное приобретение лекарств по рецепту и медицинское обслуживание, льготное санаторно-курортное лечение взрослых чернобыльцев и др.

С начала 2015 года значительно ухудшилась социальная защита наиболее незащищенных слоев населения — инвалидов, ветеранов войны и труда, чернобыльцев, семей с детьми, малообеспеченных семей, семей погибших ветеранов войны и участников боевых действий и др. Власти неконституционно лишили их целого ряда законных социальных гарантий и льгот, поставив в тяжелейшее положение.

Новые нормы для поддержки социально незащищенных украинцев

С 1 июля 2014 года согласно закону № 1166 от 27.03.14 на треть был повышен размер государственной социальной помощи при рождении 1-го ребенка — с 30 960 до 41 280 гривен. Однако в реальном измерении, эта выплата сократилась в 2,1 раза — с 3870 $ до 1876 $.

В конце 2014 года постановлением Кабмина №505 от 01.10.2014 г. для вынужденных переселенцев из Донбасса и Крыма было введено выплату ежемесячной адресной помощи для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг. Размер этой помощи было установлено на уровне: для трудоспособного лица — 442 гривны, для нетрудоспособного — 884 гривны в месяц. На сегодня это составляет, соответственно, 15% и 41% фактического размера прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы, рассчитанного Минсоцполитики в ценах июля 2015 года.

Кроме того, указанным постановлением общий размер помощи переселенцам на семью ограничено суммой 2400 гривен в месяц. Но при этом, величина и состав семьи абсолютно не учитываются — будь то одинокий человек, или это семья с 10 детьми. Несмотря на многочисленные обращения по этому поводу многодетных семей, которые вынужденно переселились из Донбасса и Крыма в другие регионы страны, эта проблема не урегулирована.

Что обещал Яценюк

Учитывая глубину социально-экономического кризиса, на преодоление которого Украине нужны значительные ресурсы и профессионально действующие управленцы на макроуровне. А и то, и другое пока — в остром дефиците, трудно ожидать следующих реальных шагов относительно повышения государственных социальных стандартов. Кроме того, возникает объективный вопрос: а сколько же таких шагов должно сделать нынешнее правительство, чтобы действительно компенсировать людям потери уровня благосостояния из-за инфляционных и девальвационных процессах?

С сентября этого года планируется повысить социальные стандарты только на 13%, а это лишь шестая часть того, что потеряли люди из-за роста потребительских цен, который за январь 2014 - август 2015 составил более 75%.

Читайте также: Как вырастут зарплаты и пенсии украинцев: прогнозы (Инфографика)