Украинские музыканты-активисты, музыкальные продюсеры, специалисты в сфере авторского права и смежных прав, представители отраслевых ассоциаций и неравнодушные к проблеме представители международного сообщества на круглом столе обсудили оптимальную модель коллективного управления, а также — будущий законопроект этого управления.

Вынести проблему на широкую общественность решилась певица и автор музыки Руслана. Ее поддержали, в частности, музыканты Вадим Красноокий (лидер группы Mad Heads), Олег Фагот Михайлюта (вокалист группы "ТНМК"), Влад Дебрянский (автор музыки к голливудским фильмам), а также Светлана Бабийчук, жена покойного Кузьмы Скрябина, продюсер Владимир Бебешко, композитор Иван Небесный, продюсер и нынешний руководитель Украинского агентства авторских и смежных прав Дмитрий Костюк.

Все они абсолютно уверенно констатировали факт — система авторских вознаграждений за музыку в Украине не действует в интересах самих авторов уже достаточно длительное время. Те, кто активно используют музыкальный продукт наших авторов в коммерческих целях — телевидение, радиостанции, рестораны, бары, дискотеки — и готовы платить авторские отчисления, но имеют огромные сомнения в том, что эти деньги действительно приходят к авторам, а не оседают в карманах отдельных руководителей организаций, которые занимаются коллективным управлением авторскими и смежными правами.

Сегодня в Украине существует 19 организаций, которые занимаются сбором и распределением средств за авторские и смежные права. Но правообладатели музыкального продукта констатируют неподконтрольность и непрозрачность их деятельности.

Проблема в том, что авторы не до конца осознают, насколько их грабят. Они даже не знают, а сколько же им принадлежит? Если автор написал песню, ее везде крутят, используют коммерчески и в СМИ, и в каких-то заведениях, которые зарабатывают на музыке, то сколько автору принадлежит денег? Кто это считает, как это распределяется? Эти критерии непонятны, непрозрачны. Каждая организация коллективного управления, наверное, играет по своим правилам, на своего "дядю",
— отметила Руслана.

По мнению певицы, нам не нужно 19 таких организаций. Ведь чем их меньше, тем легче будет авторам проконтролировать их деятельность, и тем быстрее можно будет разобраться, по какой схеме они собирают деньги и как их распределяют между авторами.

Для исправления ситуации авторы-активисты считают необходимым принятие отдельного закона о коллективном управлении авторскими и смежными правами. Текст соответствующего законопроекта разработали юристы Ассоциации музыкальной индустрии Украины. Именно его договорились взять за основу, доработать в течение ближайших месяцев и подать в Верховную Раду.

Нас не интересуют ничьи карманы, "расклады". Нас интересует европейская норма в этой системе. Чтобы музыкальная индустрия нормально зарабатывала свои большие деньги. Музыка — одна из самых прибыльных как бизнес. И нам не надо будет ехать в Китай или Великобританию, мы будем у себя в Украине зарабатывать нормальные деньги. И людям это будет хорошо — мы им будем делать жизнь счастливее, им это сейчас нужно. Не психиатры от массового стресса, а музыка,
— заверила Руслана, и добавила, что верит в способность музыкальной индустрии поднять "достаточно шума", чтобы исправить ситуацию в свою пользу.

Впрочем, "шума" придется поднимать немало, судя по озвученным проблемным вопросам.

Руслана:

Сегодня молодые украинские музыканты мечтают побыстрее уехать куда-то в Европу, Азию или Америку, куда угодно, где за свою музыкальную интеллектуальную собственность можно заработать реальные деньги. Потому что Украина имеет едва ли не самый большой пиратский рынок в мире, где доходы от песен и музыки получают интеллектуальные пираты, организации коллективного управления, рестораны, радио, кто угодно, только не авторы музыки.

Не дай нам бог ударить по чьему-то карману — летит вся коррупционная система. Никто не хочет трогать какие-то вопросы, связанные с авторскими правами, потому что это повергнет всю их коррупционную архитектуру. Я почти верю, что можно изменить всю ситуацию, когда эти средства собирали, и они не доходили в полном объеме к авторам. Я почти не верю, что мы сможем взять и забрать эти деньги, и честно между авторами распределить. Но я верю в то, что ситуация такой позорной не будет. Мы не безразличны. И мы должны сделать эту ситуацию публичной настолько, чтобы не ходили кулуарные разговоры ни в Администрации Президента, ни в других структурах, любой закон на эту тему мы будем "валить". Я считаю такие разговоры циничным отношением к украинской музыке. Украинская музыка очень крутая, она имеет огромный потенциал, она супер оригинальная. И я знаю, что наши музыканты имеют достаточно амбиций создавать серьезный материал. Может, нам не хватает какой-то базы, активности, как мы бы хотели. Но этот механизм закрутится, только когда рынок будет становиться легальным, и законы будут соответствовать европейским нормам.

В 2006 году мы несколько тщательно изучили, кто на этом построил себе "кормушку", что если я почувствую, что человек с этой "кормушки" — я не постыжусь встать и сказать об этом.

Дмитрий Костюк, музыкальный продюсер, и.о. генерального директора УААСП:

По отчетам 19-ти организаций коллективного управления авторскими и смежными правами, они собрали за год около 70 миллионов гривен. Из них 20 миллионов — это крупные формы (авторского права. Это оперы, спектакли, мюзиклы и т.д. — "24"). Малые формы, к которым мы имеем отношение — 50 миллионов. Из них 20 миллионов собрал УААСП, в Украинской лиге авторских и смежных прав собрали 14 миллионов. Эти организации деньги авторам и выплачивают. Что делают остальные 17 организаций — не понятно.

Я с 2006 года занимаюсь этим вопросом, меня Руслана в процесс втянула. Вся индустрия и авторы хотят простого: одна авторская организация, и одна издательская по смежным правам. До этого, пожалуй, нужно стремиться. Относительно закона — почему-то ему идет дикое сопротивление во всех властных ветвях.

Существуют такие схемы, о которых никто и не представляет. Что кроме системы ОКУ выстроились целые "грозди". УААСП подписывал какие-то за 5 копеек договора, и теперь некоторые ЛТД-шки (общества с ограниченной ответственностью — "24") бегают и собирают деньги в топовых статусных плательщиков, которые всегда платили и будут платить. Поэтому реальные цифры сбора — до тех 50 миллионов, пожалуй, стоит добавить еще сколько. У меня уже есть информация, за последние месяцы достались, расковыряли, почти все схемы уже нашли. Я готов это рассказывать.

Владимир Бебешко, украинский звукорежиссер и музыкальный продюсер:

Все деньги уже украдены. И будут красться дальше. Надо выйти из-под управления государства. Сделать общественную организацию. Отозвать все лицензии всем музыкантам в один день. Затем выбрать руководство, которому мы доверяем, заключить договор, отдать им лицензии. Все контролировать.

Влад Дебрянский, музыкант украинского происхождения, автор саундтреков к американским фильмам, основатель American Music Academy в Киеве:

Автор должен четко понимать, какой у него доход, чтобы идти к ОКУ, зная, какая у него ставка и сколько он может получить, и с этого заплатить налоги. Это номер один. Второе — я согласен с Владимиром Бебешко, что каждый автор должен взять этот вопрос в свои руки. И номер три — нужно создать свою альтернативную ОКУ. Из тех, кому доверяют сами авторы. У них есть поддержка IFPI (Международной федерации фонографической индустрии — "24") — и все будет хорошо.