В Верховной Раде продолжается "Битва за реку" – обсуждение законопроекта "О внутреннем водном транспорте". Законопроект депутаты вынесут на рассмотрение во вторник, 6 декабря, пишет издание "Экономические известия".

Главная задача законопроекта – вернуть грузы на реку.

Как отмечают в судоходной компании "Укрречфлот", законопроект необходимо для рынка, и в нем необходимо отказаться от различных сборов в портах и заменить их единым речным сбором, который будут начислять в зависимости от протяженности маршрута речными водными путями. Но как отмечают эксперты, главным является то, что он должен быть прозрачным, легко просчитываться и быть понятным для операторов рынка.

По словам генерального директора ООО "Гермес-Трейдинг" Скичко, введение такого речного сбора в среднесрочной перспективе, скажем, в течение ближайших пяти лет, даст увеличение грузовых перевозок украинскими реками от 2 до 4 раз, то есть это около 10-20 млн тонн.

В то же время советник министра инфраструктуры Андрей Затулко считает, что "для содержания в более-менее приличном состоянии гидротехнических сооружений, поддержания глубины на реках Украины и на другие сопутствующие мероприятия необходимо около 100-120 млн грн в год".

Вместе с тем владелец одного из крупнейших речных операторов компании "Нибулон" Алексей Вадатурский считает, что нынешнюю редакцию законопроекта был изменен без учета операторов рынка. Для "Укрречфлот" непонятна позиция компании "Нибулон" по проекту Закона "О внутреннем водном транспорте", при этом с их позицией по финансированию содержания речных водных путей за счет поступления от акциза на топливо соглашается, но считает, что сейчас для этого нет необходимых условий и соответствующего регулирования обращения топлива для судов.

Между тем международные эксперты подсчитали, что потенциал инвестиций в речную инфраструктуру, судостроение, флот составляет около 2 млрд долл., Из которых только в первые 2-3 года работы нового закона Украина может получить около 500 млн долл. Нужен масштабный подход, результаты которого отражаются на благосостоянии всей страны - товаропроизводителей, потребителей и сопутствующих сфер бизнеса.

Часть экспертов соглашается с тем, что принципиальное неприятие речного сбора Вадатурским вызвано нежеланием открывать рынок для доступа судов под иностранными флагами, а значит усиливать конкуренцию в сфере речных перевозок. А введение речного сбора необходимо и вполне соответствует реалиям рынка.