- Интересно, чем сейчас живет современный классик украинского писательства?
- Я в постоянном творческом цейтноте. На мне два сценария, потом я проанонсировал роман об Атаманше Марусе, который должен написать в ближайшее время. И футбол вот одним глазом посмотрел вчера, потому что нужно время чтоб развеяться.

- Нужна ли вам специальная атмосфера для вдохновения, написания?
- Я не привередлив, мне уже никакая атмосфера не нужна, лишь бы у меня был выключен телефон, лишь бы меня не дергали. Только монитор, компьютер и клавиатура, больше ничего. Я даже научился писать в присутствии людей, если кто-то шумит, я абстрагируюсь, потому что другого выхода нет. Потому работа у меня движется, даже если бы камни с неба падали.

- Известно, что на экранизацию вашего романа "Залишенець. Чорний ворон" собирают деньги.
- Еще в прошлом году создали оргкомитет по сбору средств на кинофильм, на масштабный блокбастер, который мы планируем снять. Такая идея возникла в нескольких средах, и народных депутатов, вошедших в оргкомитет: это Николай Кульчинский, Олесь Доний. Их поддержала Лига украинских меценатов, исполнительный директор Михаил Слабошпицкий, следовательно и национальный союз кинематографистов в лице Сергея Тримбача. Этот сбор средств продолжается, он идет медленно, потому что мы еще не делали основных акций, ведь для того чтобы уже форсировать это дело надо иметь сформированную творческую группу, прежде всего режиссера. Ведь люди, особенно богатые дают деньги "под имя", когда они видят реальность этого проекта.

- Отправляют ли деньги поклонники романа?
- Да, конечно, я очень рад этому. Особенно, когда первые средства поступили из Донбасса, в то время когда мне закидывали что этот роман может расколоть общество, там неоднозначная демонстрация тех или иных явлений. Но деньги со всех уголков, и диаспора к этому присоединилась. Мне было очень приятно, когда буквально на днях поступил перевод на 8 тысяч российских рублей из Новосибирска. Профессор экономики Новосибирского университета направил эти деньги, мотивируя тем, что его корни из Донбасса.

- Есть риск снимать масштабное кино в Украине, когда индустрия отечественного кинематографа не в лучшем состоянии?
- Вы правду говорите, украинское кино в упадке, и поэтому собственно возникла проблема с режиссером. Так, фильм будет сниматься в Украине безусловно. Здесь есть все технические возможности снять его по мировым стандартам. Ибо техника в Украине уже есть любая, недаром сюда ездят снимать, потому что даже получается дешевле. У нас есть блестящая операторская школа, и актерская, другое дело нет того кино, или как вы говорите той индустрии, если бы мы имели перед глазами ряд классных фильмов, и сказали - вот этот режиссер будет нам снимать, потому что нам импонирует его стилистика, его масштабы, его художественное мышление.

- А как насчет шанса молодых талантов?
- Мы объявили творческий конкурс. И вот приходят ко мне ребята, и преимущественно это короткометражные свои фильмы показывают, или документальные. А художественных фильмов в современном понимании их практически нет. Я не хочу сказать, что нет талантливых режиссеров, безусловно они есть, но как выбрать? На основе чего? Ведь мы не имеет права на риск. Представьте себе, собрать по копейке со всего мира такие большие деньги и создать нечто посредственное и серое, это не дело. Поэтому в этом отчаянии приходится смотреть за границу.

- То есть остается собрать нужный бюджет, найти режиссера и снимать?
- Я думаю, что уже в следующем году можно будет начать съемки. По крайней мере, так один из классиков - режиссер сказал, что в следующем году. Но он хочет согласовать со мной некоторые концептуальные вопросы, он видит-то иначе. Собственно поэтому и сценария до сих пор нет, ибо знал, что режиссер поставит свои условия. Поэтому над киносценарием надо работать уже вдвоем с режиссером, чтобы потом не было никаких противоречий.

- Можно ли уже так говорить - режиссер уже избран, или вы еще в поиске?
- Я бы не сказал что это уже окончательный выбор, но ведутся очень серьезные переговоры. Наверное, это будет не украинский режиссер, потому что я уже говорил о причинах, а во-вторых, я среди этих ребят, которые приходят ко мне я не вижу творческого горения. Чтобы пришел ко мне, я уже не говорю о профессиональных амбициях, чтобы он так сказал, как я когда-то - вы знаете, это будет фильм моей жизни, я сделаю его так, как никто, вы поверьте в меня.

- В одном из интервью вы сказали, что хорошим режиссером для будущей картины могут стать Ежи Гофман или Мел Гибсон. Среди тех, с кем вы ведете переговоры есть эти имена?
- И эти имена тоже есть. Но и сами режиссеры сразу декларировать свое согласие или нет. Это люди в известной степени осторожны, они не бросаются своими обещаниями, они могут об этом заявить, когда действительно готовы к конкретной работе, к конкретным срокам.

- Каким вы видеть этот фильм?
- Хотел бы, чтобы это был такой масштабный полнометражный в сегодняшнем понимании на 2,5 - 3 часовой фильм, чтобы он снимался с запасом даже, когда можно сделать телесериал. Это кино должно ориентироваться не на фестивальный успех, а более зрительский. Чтобы посмотрели все украинцы, и в идеале, чтобы лента заинтересовала зарубежного зрителя, чтобы об Украине, нашу настоящую историю кто-то увидел и там почувствовал, и посмотрел на нас несколько иначе.

- Ваше отношение к Шевченковской премии и нынешним победителям? (Василий Шкляр был доминантом премии, но накануне объявления результатов написал письмо Президенту Украины В. Януковичу с просьбой не присуждать ему премию, пока у власти находится министр образования и науки Д. Табачник - прим.авт.)
- К самой премии у меня отношение хорошее, собственно поэтому я от нее не отказался окончательно, ибо она носит имя Шевченко. Это, Шевченковский комитет проголосовал за мой роман, я это воспринимал как признание холодноярских героев. А то что случилось потом ... я думаю, со временем Табачник уйдет, и я премию получу. Дмитрий Табачник не мне не нравится, у меня нет личной неприязни, это не глупый человек, он политик. Но понимаете, он является доказательством того, что ксенофобия, в которой обвиняли меня, у нас культивируется на властном государственном уровне.

- Что пишете на книгах своим поклонникам?
- Все зависит от человека, но преимущественно "с холодноярских огнем в сердце". Я недавно был на встречах в Ивано-Франковске, то во время ночевки в гостинице, ко мне несколько раз прибегали администраторы и сообщали, что у меня работает пожарная сигнализация. И уже на следующий день они у меня спрашивают, на самом деле не было никакого огня, а я отвечаю, это у меня в сердце такой уж холодноярский огонь, срабатывает пожарная сигнализация.


Беседовала Мария Бирюкова, телеканал новостей "24"